Родилась Лилия Поз в семье портных Пейсаха Лазаревича и Хаи Гиршевны на бывшей юго-западной окраине города над Сожем.
Этот район в народе называли Америкой. Он начинался за улицей Кузнечной (ныне – Интернациональная), границами считались линия железной дороги, вокзал, улица Гуменная, сейчас – Катунина, и Конная площадь (Центральный рынок). Здесь проживало много еврейского населения, разношерстный по занятиям народ – ремесленники, лавочники, рабочие и кустари. Одна из версий происхождения названия района связана с тем, что многие в поисках лучшей доли эмигрировали в США. Сколотив капитал, некоторые возвращались, привозили различные заморские вещи. Недаром у лавочников можно было купить всё что душа пожелает.
Во время Великой Отечественной войны Пейсаха Лазаревича призвали в армию, а Хаю Гиршевну с двумя малолетними детьми Борисом и Лилей эвакуировали в село Пономаревка бывшей Чкаловской области. Когда глава семьи попал в госпиталь и подлечился, начальник выделил ему комнату. Отец чинил постельное белье, обучал раненых портняжничеству и вскоре перевез туда семью. После демобилизации родственники зазывали его в Минск, но он хотел вернуться только домой, в родной город над Сожем.
– В Гомеле только остов Дома-коммуны остался, все остальное разрушено, – вспоминает прошлое Лилия Пейсаховна. – Я своими ручонками в 1947 году во время воскресников, а мне было 11 лет, разбирала руины, чтобы Гомель стал таким красавцем, как сейчас.
Говоря о профессии отца, собеседница уверена: если бы в то время работу портного ценили как сейчас, он был бы в ранге знаменитых модельеров Зайцева или Юдашкина:
– В основном считался дамским портным, обшивал жен руководства Гомеля. Был и закройщиком, и дизайнером, изделие создавал от начала до конца, трудился ответственно. Сшитые им вещи потом невозможно было распороть. При встрече многие знакомые портные ему говорили: «Когда шьешь, думай, что кому-то это перешивать придется». Это был своеобразный комплимент, говоривший о качестве.
– Слово «хочу» родители выкорчевали с детства, а словом «надо» руководствуюсь и сегодня. Меня учили не обманывать, слова мамы о том, что у лжи короткие ноги запомнила навсегда, – отмечает Лилия Пейсаховна.
В июне 1953 года окончила Гомельский финансовый техникум Народного комиссариата финансов БССР. Молодой специалист трудилась бухгалтером в финотделе Пинского райисполкома, где послевоенным председателем был Григорий Петрович Корж. Отработала меньше трех лет и по причине болезни отца вернулась в Гомель.
– За трудовой стаж в 41 год много мест работы сменила. В советское время таких, как я, называли летунами, – откровенничает рассказчица и объясняет, что сказывался не характер, а принципиальная позиция. – Как-то директор одного из учреждений, где я трудилась экономистом, заявляет: «Сделай так, чтобы работяги получили премию», а я ему в ответ: «Что потопали, то полопают». Получается, должна подставить себя, и в случае проверки понести наказание. Извините, не так воспитана, в таких случаях увольнялась.
Когда родителей не стало, Лилия Пейсаховна вышла замуж за вдовца, старше ее на много лет. Вместе прожили немного, вскоре он со своей дочерью уехал в Израиль, она осталась, руководствуясь принципом «где родился, там и пригодился». С 1991 года гомельчанка на пенсии. Живет в двухкомнатной квартире, пишет стихи, старается вести активный образ жизни, много читает, чтобы оставаться в курсе событий города и страны, хотя в последнее время всё чаще жалуется на проблемы со здоровьем. Невзгоды и жизненные трудности закалили ее характер, а нынешнему и будущим поколениям завещает жить в мире, дружбе и взаимопонимании.
Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук", instagram, twitter, Telegram, YouTube