НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

Когда ребенок понимает обращенную речь, но не начинает говорить самостоятельно, это может указывать на пробелы в базовых этапах развития. Нейропсихолог, логопед и дефектолог Виктория Карпович объяснила, как сенсорное и моторное развитие малыша влияет на запуск речи.

Нейропсихолог объяснила, что молчание ребенка при понимании речи может сигнализировать о пробелах в базовых этапах развития. Специалист предлагает рассматривать развитие речи как многоуровневую структуру, где слова и предложения являются лишь вершиной, опирающейся на фундамент сенсорного и моторного развития.

— Представьте, что речь — это крыша дома. Она держится только на прочном фундаменте — сенсорике, моторике и способности к имитации. Если фундамент шаткий, словам просто не на что опереться, — рассказала специалист.

Когда ребенок не чувствует свое тело в полной мере и не умеет обрабатывать сенсорную информацию, у него просто не формируется надежная основа для построения речи. Многие родители, желая ускорить развитие, сосредотачиваются на изучении букв и цифр. Но без проработки базовых навыков такое обучение становится фрагментарным.

— Когда мы спешим учить ребенка буквам и цифрам, минуя базовые этапы, развитие становится фрагментарным, — отметила логопед. — Я часто вижу детей, которые знают алфавит, но при этом зеркалят буквы, путают право и лево. Это происходит потому, что у них не сформирована пространственная ориентация — один из ключевых элементов фундамента.

Особое внимание следует обращать на, казалось бы, незначительные особенности развития. К ним относятся двигательная неловкость, трудности с удержанием равновесия, сложности в освоении бытовых навыков, связанных с мелкой моторикой. Тактильные особенности могут проявляться как в избегании определенных ощущений, так и в повышенной потребности в сенсорном контакте. Слуховое восприятие тоже играет важную роль — некоторые дети могут не реагировать на имя в шумной обстановке или испытывать дискомфорт от обычных бытовых звуков.

— Если ребенок после двух с половиной лет не может прыгнуть на одной ноге, часто спотыкается, отказывается от рисования и лепки — это важные сигналы. Также стоит обратить внимание на тактильные особенности: некоторые дети не любят ходить босиком, другие постоянно что-то тянут в рот, — подчеркнула дефектолог.

Для помощи в развитии речи эксперт рекомендует регулярно проводить с ребенком простые, но эффективные упражнения. Сенсорные игры в ванной могут включать сортировку предметов по температуре или текстуре.

— Предложите ребенку сортировать камни — теплые и холодные, — рассказала Виткория Карпович. — Или игру «поймай и отпусти» с предметами разной фактуры. Такие занятия не требуют специальных пособий, но отлично развивают тактильное восприятие.

На кухне можно предлагать перебирать крупы, развивая одновременно тактильную чувствительность и мелкую моторику. Музыкальные игры с использованием простейших «инструментов» помогают формировать чувство ритма и фонематический слух. Краткие сеансы имитационных упражнений и ежедневная артикуляционная гимнастика во время привычных процедур способствуют укреплению мышц и подготовке речевого аппарата.

— Во время утренней и вечерней чистки зубов делайте простую артикуляционную гимнастику: улыбку, трубочку. Это укрепляет мышцы губ и готовит аппарат к произношению звуков, — обратила внимание эксперт. — Массаж языка мягкой щеточкой помогает стимулировать подвижность.

Главное — соблюдать регулярность и последовательность, не перегружая ребенка новыми заданиями.

 sb.by.

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники""Фейсбук"instagramtwitterTelegram