НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

В Жлобине проживает целая плеяда талантливых художников, оригинально отражающих в работах саму жизнь и свой взгляд на неё. Их персональные выставки с успехом проходят в историко-краеведческом музейном комплексе. Не исключение – творчество Сергея Баранаускаса.

Об этом человеке писала в своей книге «Встречи, дарованные небом» Людмила Шадукаева. В рассказе «Вернисаж Сергея Баранаускаса» она отмечала: «Среди творческой элиты, что составляла золотой культурный фонд города Жлобина в конце девяностых – начале двухтысячных годов, бесспорно, был и человек, которого я хорошо знала. В душе я называла Сергея Баранаускаса не иначе, как Маэстро. Хотя «музыка», которую он творил в часы вдохновения, была совершенно особого склада. Можно, конечно, поспорить – есть ли сходство между бронзовым отблеском ясеня и жаркой мелодией лета, между смолистым запахом сосны и снежным оркестром вьюги, медовыми красками липы и осенним ноктюрном. Но глядя на творчество Сергея, можно было слышать и то, и другое, и третье. Вы думаете, что речь идёт о деревянных музыкальных инструментах? Ничуть. Хотя дерево непременно присутствует в каждом творении Сергея Баранаускаса».

Создавать свои шедевры художник начал неожиданно для себя самого. Было почти как в сказке «Золотой ключик»… Пошёл он как-то дров для камина наколоть, ударил топором по берёзовой чурке и остолбенел, потому что на срезе дерева явно обозначился облик хозяина белорусских рек и озёр – бобра. Принёс полено домой, взял в руки инструмент – и через пару часов на столе стояла чудесная деревянная скульптура. Потом в доме появились искусно выполненные деревянные маски, вслед за ними – деревянная посуда, миниатюрная мебель и так далее. А жил в то время Сергей в Мозыре, учился в местном педагогическом институте.

На вопрос о том, где художник находит сюжеты для своих работ, он не раздумывая отвечает:

– Их подсказывают сама жизнь, обстоятельства, случайная встреча с интересным человеком, мельком увиденный кинокадр. Они появляются у меня из многих источников. Это родная природа, музыка, поэзия, библейские мотивы, человек и Вселенная. 

По словам мастера, каждая работа для него первая и единственная. Всегда есть опасность увлечься и срезать лишнее. Поэтому опыт прежних ошибок подсказывает, что нужно переключиться на работу над другой деталью картины.

– Иногда сравниваю себя с археологом, который кисточкой постепенно смахивает наслоения времени с древнего предмета, после чего его очертания становятся всё яснее и яснее. В начале работы они грубы и невыразительны. Но с каждым новым движением резца задуманное начинает постепенно проявляться. Сам удивляешься, как это получается. А доведя последние штрихи до относительного совершенства, облегчённо вздыхаешь и радуешься результатам проделанной работы. На создание одной вещи уходят считаные дни, другой – многие месяцы, – признаётся собеседник.

Что ещё можно сказать об этом удивительно талантливом человеке? Наверное, то, что он принадлежит к неисправимым романтикам, без которых наша жизнь была бы скучна и неинтересна. Всё, что он делает, отмечено светом и теплом.

Борис МИНЕЕВ.

Фото Николая ШУКАНОВА.

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники""Фейсбук"instagramtwitterTelegram