В 2024 году отмечается 100-летие образования Жлобинского района. Но вновь созданная территориально-административная единица возникла не спонтанно. Поэтому предлагаем читателям «НД» заглянуть ещё глубже в историю – в XIX век и начало ХХ столетия.
Территория современной Жлобинщины в XIX – начале ХХ веков входила в состав Минской и Могилёвской губерний и включала в себя две волости (Степскую и Турковскую) Бобруйского, части Якимово-Слободской и Горвальской волостей Речицкого уезда, а также 4 волости (Городецкую, Луковскую, Староруднянскую и Стрешинскую) Рогачёвского уезда. В то время Жлобин, несмотря на своё торгово-транспортное значение, не дотягивал даже до волостного центра. Так, в ведомости 1818 года он назван лишь местечком Луковской волости. Новым владельцем Жлобина значился Станислав Вайзбун.
Имеет отношение к Жлобинщине и результат введённой Екатериной II черты оседлости евреев. Нововведение запретило им проживать на селе, приобретать земли и переселяться в центральные губернии России. Поэтому населённые пункты, оказавшиеся за указанной чертой, пополнились представителями этой национальности: в Жлобине евреи составили 64,2% населения.
Затронули наш край и события войны с Наполеоном. Так, вечером 26 июля 1812 года, в Жлобин вступил конный французский отряд численностью 50–80 человек. Однако французы, узнав о выступлении русских из Мозыря, забрали все продуктовые запасы и уже 2 августа покинули местечко. На заключительном этапе отступления французских войск, 24 октября, два русских эскадрона атаковали их у села Святое (с 1939 года – д. Кирово). Жлобин и окрестные населённые пункты участвовали в обеспечении русской армии: на Речицкий повет было назначено 15% всех расходов Минской губернии.
В 1860 году, накануне отмены крепостного права, в Жлобине насчитывалось 1576 жителей, 263 деревянных дома, мещанское управление, почтовая станция с 24 комплектами коней, хлебозапасный магазин. После отмены крепостного права, в 1861 году, местные помещики стали реконструировать свои владения в многоотраслевые, технически оснащённые хозяйства с наёмной рабочей силой. Они были неплохо оснащены технически, обеспечивали работой селян и давали владельцам достаточную прибыль. Накануне Первой мировой войны прибыльной отраслью помещичьего предпринимательства было винокурение, в котором использовалось местное сырьё (зерно и картофель). Оно также было связано с животноводством: отходы шли на корм скоту.
Несмотря на успехи помещичьего землевладения, Жлобинщина демонстрировала общую для Беларуси проблему крестьянского малоземелья и избыточности рабочих рук на селе. Так, при норме надела, которая могла обеспечить самостоятельность и относительное благополучие крестьянского хозяйства (15– 20 десятин), средний размер надела крестьян в Могилёвской губернии к концу XIX века составлял чуть более 10 десятин. Этот показатель был самым низким в Беларуси. А Столыпинская реформа только усилила поток переселенцев.
С 1864 года в Жлобине начало действовать народное училище, в котором сначала обучались 15 учеников (к концу ХIХ века их было уже 90). Сферу здравоохранения представляли аптека, принадлежавшая врачу Кагану, а также единственный практикующий доктор – выпускник Киевского университета С. Н. Шварц.
В 1863 году жлобинский священник отец Герасим Пославский ходатайствовал о постройке новой православной деревянной церкви. Тогда же он составил клириковую ведомость. В ней было сказано, что в местечке Жлобин прихожан насчитывалось 288 душ мужского пола, 222 – женского, а в деревне Лебедёвка, жители которой относились к приходу Жлобинской церкви, – 103 и 117 соответственно. Предписанием могилёвского гражданского губернатора приходорасходчику канцелярии губернатора вменялось выдать 3333 рубля из церковно-строительного фонда на постройку церкви в Жлобине. В этом же году храм был возведён. Новая церковь возвышалась над пятью одноэтажными деревянными еврейскими молитвенными домами. 13 мая 1880 года в Жлобине случился страшный пожар. За два часа огнём было уничтожено почти всё местечко. Сгорело 165 крестьянских и 194 еврейских домов, православная церковь, все еврейские молитвенные дома, 65 лавок и т. д. Общий убыток превысил 219 тысяч рублей, при этом помощи из казны было выделено всего 585 рублей. В 1886 году в Жлобине уже действовала новая православная церковь, а также римско-католическая каплица, четыре еврейских молитвенных дома. Согласно данным переписи 1897 года, в местечке имелось уже два православных храма.
29 ноября (16 ноября по старому стилю) 1873 года жлобинчан впервые разбудил пронзительный гудок паровоза, тянувшего состав по недавно построенному через Днепр железнодорожному мосту. Так через станцию Жлобин было открыто регулярное железнодорожное движение по участку Вильно – Минск – Бобруйск – Жлобин – Гомель Либаво-Роменской железной дороги. Это дало заметный толчок в развитии нашего края и во многом определило его дальнейшую судьбу.
Что касается ремесленной деятельности на Жлобинщине, то наиболее распространённым занятием до 1917 года было кузнечное дело. Сделанный здесь сельскохозяйственный инвентарь славился за пределами Жлобина. Начало производству в 90-х годах ХIХ века положил местный кузнец. Он разобрал выписанный из Риги фабричный плуг и по его деталям стал делать собственные образцы. В начале ХХ века этим занимались уже 5 мастерских, а сбыт осуществлялся не только на собственном рынке, но и в Бобруйске, Рогачёве. Староруднянская волость славилась бондарями, в Луговой Вирне делали сундуки, а в Проскурнях – столы, лавы, шкафы, стулья и табуреты.
Екатерина ТИСЕЦКАЯ, старший научный сотрудник историко-краеведческого музея.
Фото из фондов музея.
Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук", instagram, twitter, Telegram, YouTube