НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

Бросить всё и приехать в неизвестность… Такая участь постигла многих украинцев, которые хотят мирной жизни и опасаются за своё завтра и будущее своих детей. Некоторые из них обрели в Беларуси свой уголок спокойствия и стабильности, убежав от неопределённости. Именно так поступила семья Палагута, ещё в 2014 году перебравшаяся в нашу страну. Думали ли эти люди, что останутся здесь надолго? Что они потеряли, а что приобрели взамен? О жизненных перипетиях своей семьи рассказала жительница агрогородка Пиревичи, индивидуальный предприниматель Алёна Палагута.

В 2021 году все члены семьи Палагута получили белорусские паспорта. В 2022-м гражданами нашей страны стали более 90 украинцев.История этой семьи проникнута болью: за родной угол, который пришлось оставить, за родственников, живущих в Украине и подвергающихся постоянным переживаниям и стрессам в условиях военных действий, за всё то, что им пришлось пережить, сидя в сыром подвале и прячась от стрельбы и бомбёжек… Но сейчас у них всё хорошо: Беларусь приняла их гостеприимно, окружила заботой и вниманием. Здесь же родился младший ребёнок в семье. Наверное, появление новой жизни и есть подтверждение того, что здесь украинцы, уже получившие белорусские паспорта и ставшие полноправными гражданами нашей страны, обрели стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

– Летом 2014 года, – рассказывает Алёна, – в нашем городке Дзержинске, что в Донецкой области, начали устанавливать блокпосты, появились военные, атмосфера в населённом пункте начала накаляться, ведь местные жители до последнего не верили в то, что их мирной жизни придёт конец. В июле нас бомбили… Мы сидели в подвале родительского дома, не зная, чего ожидать. Когда ситуация стабилизировалась, мой отец (он родом из Беларуси) связался с сестрой Еленой, гомельчанкой, которая в тревоге за нас предложила переехать в Беларусь. Первой в новую жизнь отправилась моя сестра Юля с семьёй. На руках у неё были маленькие дети. Юлия устроилась пекарем на Пиревичский спиртзавод (сейчас трудится инженером по качеству). Её муж Михаил закрепился на Белорусском металлургическом заводе. Супруги купили старый обветшалый дом для временного проживания, чтобы рядом построить новый. Юля поначалу очень хотела обратно, в Дзержинск. Но со временем вопрос о возвращении на Родину отпал сам собою: здесь, в Пиревичах, супруги возвели большой и просторный дом, здесь же у них родились близнецы. Кроме того, многодетная семья получила квартиру в Жлобине. К тому же ситуация у нас, на Родине, не стабилизировалась, а напротив – ухудшилась.

– А когда вы переехали в Беларусь? – интересуюсь я.– Вскоре после сестры. Сначала мы жили в Урицком, что под Гомелем, потом перебрались в Пиревичи. Я тоже поначалу работала пекарем, но потом у меня родился сынок. В декретном отпуске хотелось себя чем-то занять. В Украине я работала парикмахером. Это занятие было мне по душе. Поэтому и здесь решила работать в этой сфере: оформилась индивидуальным предпринимателем и тружусь на дому. Это было для меня удобно: и работаю, и за детьми присматриваю, ведь у меня ещё есть старшая доченька, которой на момент переезда было всего 5 лет.

Муж Алёны, Алексей, работает в ОАО «Пиревичи». Дом, в котором живёт семья, им выделило местное сельхозпредприятие. К слову, домик мне очень понравился – сразу видна хозяйская рука мужа и ощущается уют, созданный женщиной. Алёна как творческая личность обустроила жильё на свой вкус. Кстати, когда семья переезжала в Беларусь, с собой они взяли всего три сумки и швейную машинку. Алёна до сих пор с улыбкой вспоминает, что просто не могла её оставить…

Спустя некоторое время в Пиревичи переехали и родители нашей героини. Здесь они купили дом. Мама Алёны, Мария Васильевна, работает в детском саду поваром, папа, Александр Алексеевич, – на пенсии. Женщина первые пару лет очень скучала по Дзержинску, надеясь вернуться. Но, погостив там две недели, передумала: в Беларуси – мир и стабильность. Хотя в Украине у всех них осталось жильё, личные вещи, тёплые воспоминания...

– Кроме того, наш город теперь не узнать, – говорит Алёна. – В погоне за избавлением от всего русского наш населённый пункт из Дзержинска превратился в Торецк, переименованы многие улицы, стёрты с лица земли памятники. Стараемся об этом не думать, но удаётся с трудом. С начала спецоперации в Украине здесь, в Беларуси, нам было страшновато, что из одной беды мы непроизвольно попали в другую. Над Жлобинским районом ежедневно летали вертолёты… Если честно, мне было жутко, я даже непроизвольно пригибалась, услышав шум моторов…

В прошлом году Палагута получили белорусское гражданство, но и до этого благодаря допзащите (помощь беженцам от нашего государства) они пользовались всеми льготами, положенными белорусам. К примеру, Алёна вспоминает, что лечение здесь для них было и остаётся бесплатным, чего никогда не было в Украине.

– Если ты заболел и попал в больницу, плати за лечение, – говорит Алёна. – Коронавирус, при смерти ты или срочно нуждаешься в помощи – без денег никто с тобой даже разговаривать не будет. К примеру, брат моей мамы попал в больницу, мы ему отсюда в Украину посылали деньги на оплату больницы и лекарств. А здесь – всё бесплатно.

Алёна с благодарностьювспоминает родственников, которые с первых дней их поддерживали, а также местных жителей. Она рассказала, что в Пиревичах им очень помогли: сельчане приносили еду, личные вещи, одеяла, постельное бельё, кухонную утварь, даже деньги. Бескорыстная помощь и открытая душа белорусов очень тронули Алёну…

Татьяна СКОБЕЛЕВА.

Фото из архива семьи Палагута.

В 2021 году все члены семьи Палагута получили белорусские паспорта.

В 2022-м гражданами нашей страны стали более 90 украинцев.

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники""Фейсбук"instagramtwitterTelegramYouTube