НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

Инна Якушонок и Дарья Терешкова.

Сегодня, 4 декабря, свой профессиональный праздник, который объединяет адвокатов и прокуроров, следователей и нотариусов, судей и юрисконсультов, отметят юристы. Среди всех тех, кто служит закону, правде и справедливости, особое отношение – к сотрудникам органов принудительного исполнения, ведь их работа на все сто процентов и опасна, и трудна. В этом убедилась корреспондент нашей газеты, проехав по нескольким адресам должников вместе с судебными исполнителями.

Моими «экскурсоводами» в мир долгов и конфликтов интересов стали две девушки – заместитель начальника отдела принудительного исполнения Жлобинского района Инна Якушонок и судебный исполнитель Дарья Терешкова. Свой вояж мы начали с одного из предприятий города, где, по известной судебным исполнителям информации, находится автомобиль должника. Специалистам необходимо составить акт о наложении ареста на машину, чтобы после прохождения всех процедур, в том числе и продажи авто, вернуть долги в доход государства.

Я поинтересовалась у сотрудников, за что жлобинчане попадают в список неплательщиков. Дарья ответила:

– Чаще всего – это взыскания в доход государства: административные и уголовные штрафы, услуги адвоката, расходы на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, долги перед ФСЗН и судами и многое другое. Кроме того, исполнительные производства заводятся и на неплательщиков алиментов, коммуналки, кредиторов банка. Сначала должника ставят в известность о наличии долга, а если это не возымело эффект, то принимаются уже более действенные меры – удержания с зарплаты, проверка банковских счетов. Если у человека долг свыше 10 базовых величин, он не работает, отказывается или не имеет возможности погасить задолженность, то мы организовываем проверку его имущественного положения. Техника, мебель, недвижимость или, как в данном случае, авто – описывается и может быть конфисковано.

– Какие еще меры может санкционировать судебный исполнитель, чтобы повлиять на неплательщика?

– Ограничение права управления транспортными средствами, выезда за пределы Беларуси, пользования мобильной связью, запрет на посещение игорных заведений. Бывают такие случаи, когда должник не может погасить задолженность. Пытаемся работать с ним, убедить найти подработку и погасить долг.

По адресу такого должника мы и направились через некоторое время. Мне объяснили, что этому человеку необходимо рассчитаться с государством за средства, затраченные на его розыск по подозрению в правонарушении, за труд адвоката, по судебным издержкам… Набежало больше тысячи рублей…

Подъехали к избушке, не слукавлю, если скажу, «на курьих ножках»: покосившаяся полуземлянка без признаков жизни неприветливо стояла среди неухоженного двора. Позвали хозяина. Он вышел спустя минут пять. По его лицу сложно было определить возраст, но он был трезвым. Представились, прошли в дом, чтобы осмотреть имущество.

Уже с порога нашим глазам открылась картина: преобладающий минимализм, даже, я бы сказала, аскетизм в интерьере. Прохудившиеся, вытертые, видавшие виды кресло и топчан, тюфяк у печки, бюро с зеркалом, пара полок и стол с чисто вымытой посудой. В доме стоял жуткий запах ветхости и застарелого табачного дыма.

На сегодня в отделе принудительного исполнения Жлобинского района – 18 500 исполнительных производств. В месяц каждый судебный исполнитель возбуждает около 180 новых производств.

– Когда устроитесь на работу и выплатите долг? – поинтересовалась у него судебный исполнитель.

– Вот мать пенсию получит, что-нибудь да выплачу, – ответил мужчина.

– Вам на работу надо устраиваться, а не за чужой счет жить. Вы были в центре занятости, вам что-нибудь предлагают?

– Может, колхоз какой, – неуверенно сказал должник.

Разговор продолжался в том же духе еще некоторое время, затем сотрудники попросили мужчину явиться в отдел принудительного исполнения. Когда мы сели в машину, Инна пояснила:

– Среди злостных должников – люди, ведущие асоциальный образ жизни, выпивающие, живущие за счет родителей. Много и добросовестных: к ним только придешь напомнить о долге, как они буквально сразу его выплачивают.

Следующий адрес в нашем списке – в районе «Лебедевки-Юг». Пока мы едем, разговариваем о сложностях профессии. Девушки рассказывают, что их работа постоянно сопряжена с негативом: взыскатели недовольны, должники порой агрессивны и готовы дать отпор, применив силу. На каждого судебного исполнителя, а их в отделе 11, приходится по 500 – 600 должников. Но, несмотря на это, они любят свою работу, ведь она многозадачная, немонотонная, требующая активных действий. И люди в отделе собрались – под стать такой деятельности – молодые и энергичные.

Адрес, по которому мы приехали, разочаровал: на входной двери висел амбарный замок.

– Если в дневное время должников не застаете дома, то приходите вечером? – спросила я.

– Да, у нас гибкий график. Но еще мы проводим рейды с ГАИ. Инспекторы проверяют водителей на нарушения ПДД, а мы – выявляем должников, – ответила Инна.

Мы проехали еще по нескольким адресам, и наш небольшой рейд закончился. Мне стало понятно, что судебный исполнитель – это человек, работа которого крайне ответственна и сопряжена с риском. Ведь каждый раз, выезжая к должникам, они могут столкнуться с негативом и агрессией, но сами при этом должны оставаться непоколебимыми. К счастью, наша поездка прошла гладко, но если бы каждый должник представил себя на месте судебного исполнителя, то, хочется думать, неплательщиков стало бы меньше…

Татьяна СКОБЕЛЕВА.

Фото автора.

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники""Фейсбук"instagramtwitterTelegramYouTube