НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

105 лет назад, 28 июля 1914 года, началась Первая мировая война, кровавое колесо которой с особой жестокостью прошлось по белорусской земле. Участниками тех далёких событий были предки жлобинчанина Алексея Никитенко (на снимке слева), который тщательно изучает свою родословную.

 

Алексей говорит:    

– Мои предки сражались с врагом на белорусской земле в составе Сибирского казачьего войска. Они были уроженцами станицы Зерендинская Омской губернии – сегодня это территория Казахстана. В этой станице 37 лет назад родился и я. Отмечу, что в прошлом все мужчины в нашем роду были воинами, как это и положено казакам. В моём семейном архиве сохранилась фотография 1906 года, на которой в казацкой форме запечатлены мои родственники – Кузьма Никитенко, Егор Селантьев, Степан Фидченко (буква «ф» у нас, казаков, произносилась по-славянски, как и у белорусов – «хв»). Все они – участники русско-японской войны. А когда началась Первая мировая (в народе её называли «Николаевской» – по имени царя Николая II), снова ушли в поход, оказавшись на белорусской земле, на Северо-Западном фронте.

– Расскажите вкратце, какую роль этот фронт сыграл в той войне?

Он был образован в 1914-м году. В 1915-м проходил по территории современной Беларуси, разделив её примерно на две равные части: с одной стороны – германско-австрийские войска, с другой – русские. Это была самая насыщенная войсками линия противостояния – полтора миллиона человек. Фронт играл особую роль и считался «щитом» России. Два с лишним года германцы и австрийцы пытались здесь прорваться, но так и не смогли сломить русскую армию. Противнику не удалось взять ни Минск, ни ряд других крупных стратегически важных белорусских железнодорожных узлов, что обеспечило бы захватчикам успешное наступление на Москву и Петроград. Это подвиг наших прадедов, братские могилы которых разбросаны по всей Беларуси, мы должны их свято чтить, как чтим тех, кто сражался в годы Великой Отечественной войны.

– А как Вы сами оказались в Жлобине?

Судьбы многих казацких родов сложились непросто. Им не раз приходилось менять место своего проживания. И началось это задолго до революции 1917 года. Так, истоки моего рода теряются в «казацкой вольнице» – в Запорожской Сечи. Оттуда моих далёких предков императрица Екатерина II переселила в Сибирь для защиты тамошних государственных рубежей. Новое массовое переселение произошло в начале 1990-х годов, когда распался Советский Союз. Наша семья сначала уехала в Россию. Но там нам оказалось неуютно. И в 1997 году мы приехали в Беларусь – в Жлобин. Здесь прижились. Тут я женился на белоруске. У нас с женой Дианой уже двое детей – дочь и сын, которых я стараюсь воспитывать в духе казацких традиций, но не в ущерб белорусским. Это не сложно, так как у казаков и белорусов одна духовная основа – православие.  

– Алексей, сегодня в Беларуси существуют различные общества казаков. Вы состоите в каком-то из них?

– Да, мы объединяемся, в том числе и по принципу землячества, например – уроженцы станицы Зерендинская. Возрождаем традиции прадедов. Большое внимание уделяем изучению своих исторических корней, ведём поиск захоронений казаков в Беларуси – участников Первой мировой войны. При этом выясняется, что среди героев той войны было немало и белорусов, многие из которых удостоились высших в царской России солдатских наград – Георгиевских орденов, медалей и крестов. Кстати, мало кто сегодня знает, что при встрече с полным Георгиевским кавалером первым честь отдавал даже сам император. В числе таких героев были и уроженцы Жлобинщины: Пётр Козятников и Прокофий Леонков. Пётр Козятников (1882–1917) родом из деревни Малые Роги, прапорщик 99-го пехотного Ивангородского полка. Был награждён Георгиевскими медалями 4-й и 3-й степеней, Георгиевскими крестами всех 4-х степеней, а также – орденами Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом и Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. Прокофий Леонков (1881–1915) родился под Пиревичами в деревне Круговец. В армии с 1902 года. В 1914 году воевал на Северо-Западном фронте, в 97-м пехотном Лифляндском полку в чине подпрапорщика. За проявленные мужество и героизм награждён Георгиевскими крестами четырёх степеней. Погиб в бою 27 декабря 1914 года (по новому стилю – 9 января 1915 г.).

Кому эта тема интересна, советую обратиться к книге Сергея Беспанского «Служа примером бесстрашия. Кавалеры Георгиевского креста – уроженцы белорусских губерний» (Минск, 2018).

– А что происходило в годы Первой мировой войны на Жлобинщине?

Жлобинский железнодорожный узел имел важное стратегическое значение. Через него шли военные грузы на Северо-Западный, Юго-Западный и Западный фронты. В начале войны в самом Жлобине дислоцировалось около дивизии царской армии. А на окраине населённого пункта (за нынешним центром олимпийского резерва) находился армейский пересыльно-распределительный пункт. Сложившиеся тяжелые условия на фронтах, порождали у части солдат русской армии пораженческие настроения, вызывали недовольство, волнения и революционные выступления. Такие волнения произошли в 1915 году и на нынешней территории Жлобинщины – на станциях Жлобин и Салтановка. В результате дальнейших революционных событий и разложения царской армии 2 марта 1918 года в Жлобин вошли немецкие войска. Ушли они отсюда в конце ноября того же года, когда Первая мировая война закончилась.

Николай ШУКАНОВ.

На снимках: вверху – уроженцы станицы Зерендинская, в числе которых есть и родственники Алексея Никитенко – Кузьма Никитенко (сидит первый справа), Егор Селантьев (сидит первый слева) и Степан Фидченко (стоит слева); внизу – Пётр Козятников.  

Фото из личного архива А. Никитенко.

Чтобы быть в курсе событий, регистрируйтесь в наших группах: 

Наша группа в социальной сети "ВКонтакте" - "С новым днём, Жлобин!

Наша группа в социальной сети "Одноклассники" - "С новым днём, Жлобин!" 

Читайте ndsmi.by в "Одноклассниках"

Читайте ndsmi.by в "Контакте"

Читайте ndsmi.by в "Фейсбуке"

Читайте ndsmi.by в "twitter"   

Наш канал на YouTube