НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

В Жлобинском районе издавна компактно в мире и согласии проживают носители разных духовных традиций. И пускай сегодня это не так ярко выражено, как ещё в прошлом столетии, тем не менее наряду с преобладающими, условно говоря, «белорусскими» (православными) здесь по-прежнему есть «русские» (старообрядческие) и «польские» (католические) населённые пункты.

Накануне католического Рождества Христова корреспондент «Новага дня» побывал в «польской» деревне Чертёж Краснобережского сельсовета в гостях у супругов Николая Степановича и Ядвиги Иосифовны Липских.

БЕЛОРУССКАЯ ШЛЯХТА

Выражение «польская деревня» в кавычки взято не зря, так как это означает не национальную принадлежность местных жителей, а их вероисповедание. В данном случае – католическое. Известный современный исследователь генеалогии белорусской шляхты Александр Климович, у которого, кстати, бабушка также походит из Чертежа, сообщил корреспонденту «Новага дня» следующее:

– По письменным источникам Чертёж известен с XVIII века как шляхетская околица в Речицком повете Великого княжества Литовского. Местная шляхта – сплошь окатоличенные белорусы. Из-за своей религиозной принадлежности они духовно тянулись не к России, а к Польше. Большинство чертежан были прихожанами Антушевского римско-католического костёла (сегодня – Поболовский сельсовет Рогачёвского района). Шляхта околицы из-за своего своенравного характера пострадала в ходе и после польского восстания в 1863 году. И хотя сами чертежане не примкнули к повстанцам, всё равно они считались царскими чиновниками «неблагонадёжными». Пять семей из околицы были сосланы на поселение в Астраханскую губернию. Белорусами называют себя и Липские. Николай Степанович говорит:

– Почему-то принято считать, что если ты католик, то обязательно поляк, а если православный, то – белорус. Это в корне не так. И всё намного сложнее. Например, я католик, но у меня в роду есть и православные. А наши зять и невестка из православных семей. И это нормально. 

Ядвига Иосифовна дополнила:

– Мы с мужем прожили долгую жизнь. Обоим нам уже по 80. И я не припомню, чтобы в нашей деревне или в других деревнях района, где преобладают католики, возникали какие-то трения на религиозной почве. Католики и православные всегда мирно сосуществовали, роднились семьями. В этом проявляется глубокая мудрость белорусского народа. Важно и то, что веротерпимость в нашей стране и на государственном уровне воспитывается с детства.

ДУХОВНОЕ ЕДИНСТВО

Супруги Липские (Ядвига Иосифовна в девичестве Баньковская) – оба уроженцы деревни Чертёж. И хотя в своё время судьба бросала их далеко от родного дома, долгое время они жили в Подмосковье, а Николай Степанович по долгу военной службы был в Болгарии, Венгрии, других странах, они не порывали духовную связь с малой родиной, а тридцать лет назад вернулись в родительский дом.

В преддверии главного католического праздника – Рождества Христова – мы, конечно, говорили о местных традициях, связанных с этим торжеством.

– В Чертеже никогда не было своего костёла, – замечает Ядвига Иосифовна. – В советское время религиозные праздники, в числе и Рождество Христово, отмечали дома. Скромно, но всегда с большим воодушевлением. Читали молитвы перед домашним иконостасом (такой иконостас сохранился и сегодня в доме Липских. – Ред.). А на второй день праздника мы ходили по домам в гости – на колядки. В такие моменты особенно ощущалось духовное единство жителей нашей деревни.

Правда, случалось, опять же в советское время, что в деревню приезжал и ксёндз.

– Происходило это втайне, – говорит Николай Степанович. – И мало кто знал, откуда он. Мне самому однажды довелось принимать участие «в транспортировке» одного из ксендзов. Знаю только, что он был издалека.

В ПАМЯТИ ПОТОМКОВ

В дополнение темы о перипетиях истории надо отметить, что жители Чертежа пострадали не только в царское время. Более ста человек были репрессированы в конце 20-х, 30-х и 40-х годов прошлого столетия. Их дети, внуки и правнуки летом прошлого года установили на деревенском кладбище памятник с высеченными на граните именами мучеников.

Открытие памятника прошло на престольный праздник деревни – Успение Богородицы (по католическому календарю – 15 августа). Его освятил и провёл поминальное служение настоятель Жлобинского прихода святого Казимира ксёндз Олег Григорович.

Вместе с ним молились около 250 человек: жители и уроженцы Чертежа, специально приехавшие в этот день на малую родину со своими детьми и внуками. Вместе с Николаем Степановичем мы побывали у этого памятника. Мой собеседник рассказал:

– В трагическом списке репрессированных есть и наши с женой родственники: Липские и Баньковские. Но мы как христиане не призываем ко мщению. Мы молимся и просим Бога, чтобы впредь такое никогда не повторилось на белорусской земле.

Николай ШУКАНОВ.

Материал опубликован в газете "Новы дзень" №99 от 24.12.21

Полная перепечатка текста и фото запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук"instagramtwitterTelegram