НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

Случается, проезжая по сельскому населённому пункту, обращаешь внимание на полуразрушенные дома с покосившимися заборами и заросшими бурьяном прилегающими к постройкам территориями. Одного взгляда достаточно, чтобы сделать вывод – здесь уже давно никто не проживает, хозяева, если они есть, махнули на свой участок рукой. Часто такие неприглядные строения расположены на центральных улицах, то есть на самых видных местах. И тут возникает вопрос: почему местная власть не принимает необходимые меры? В этом мы сегодня и будем разбираться.

УЧИТЫВАЯ ОПЫТ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

Начнём с того, что вопрос, связанный с наведением порядка на земле, постоянно находится на контроле Главы государства и правительства. Неоднократно принимались законодательные акты, направленные на решение данной задачи. Первым таким регламентирующим документом стал Указ Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко № 70 от 03.02.2006 года «О мерах по упорядочению учёта и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности».

Со временем возникла необходимость усовершенствования данной законодательной базы. Так появился новый Указ Президента страны – № 100 «О мерах по совершенствованию учёта и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности» от 24.02.2012 года. Позднее – ещё один – «О пустующих и ветхих домах» от 04.09.2018 года. И, наконец, 24 марта 2021 года Глава государства подписал новый Указ по этому вопросу – № 116 «Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами». Говорит председатель районного Совета депутатов Владимир Сергейко:

– Вопросы, связанные с наведением порядка на земле, постоянно находятся в поле зрения сельских Советов. Только в текущем году в сельской местности района было снесено более 20 ветхих бесхозных домов. Делается это на основании существующей законодательной базы, которая постоянно совершенствуется. Вот и в последнем Указе Президента страны, № 116 от 24 марта 2021 года, учтён наработанный ранее опыт по решению данных вопросов. Новый документ позволит ускорить процедуру изъятия пустующего и ветхого жилья. Предыдущая процедура могла растягиваться на годы. Теперь в законе она прописана чётко: специальная комиссия на местах выявляет пустующий дом, находит владельца, ставит его в известность о том, что он обязан в определённый срок навести порядок в своём владении или отказаться от него в пользу сельского исполкома, в противном случае состоится суд, который примет окончательное решение.

Вся эта процедура займёт максимум год времени. Раньше дело могло тянуться многие годы. Чтобы такого не было, законом упрощён порядок отчуждения гражданами принадлежащих им жилых домов в сельских населённых пунктах и городах районного подчинения. Сделать это можно без наличия правоудостоверяющих документов на них при условии внесения сведений о жилых домах в похозяйственную книгу сельского (поселкового) исполнительного комитета либо их возведения на земельных участках, предоставленных в соответствии с законодательством (независимо от государственной регистрации прав на эти участки) на основании простого договора купли-продажи, составленного и зарегистрированного в местном органе исполнительной власти. Таким образом, к минимуму сведены затраты времени и средств для тех, кто продаёт, и для тех, кто покупает данные объекты.

«СЛЕД ПРОСТЫЛ» НА КАВКАЗЕ

И всё-таки по-прежнему нельзя исключить ситуации, при которых снести ветхий пустующий дом или продать его новому хозяину, который бы навёл на этом месте порядок, не получится за год, как это предусмотрено откорректированной законодательной базой.

За примерами мы отправились в агрогородок Майское и деревню Проскурни. Отыскать в этих населённых пунктах полуразрушенные заброшенные строения с прилегающими к ним необработанными земельными участками не составило труда. Говорит председатель Майского сельского исполкома Александр Исаенко:

– У этого дома, № 19 на улице Первомайской в Майском, есть хозяйка, которая официально владеет им с 2017 года. Но она не проживает здесь и вообще с тех пор не появлялась в Майском. Первое время, когда сельскому исполкому был известен адрес этой гражданки, мы, как это предусмотрено процедурой отчуждения таких строений, направляли ей предписания с напоминанием о том, что она обязана содержать своё домовладение в надлежащем виде. Предлагали также отказаться от дома в пользу сельисполкома, чтобы мы сами смогли навести здесь порядок: снести строение или продать его. Но никакого ответа не получили. А потом, как выяснилось, данная гражданка уехала в Грузию. Все попытки выяснить её новый адрес проживания остаются безуспешными. Получается тупиковая ситуация. Распорядиться данным строением по своему усмотрению местная власть не имеет права, так как у него есть законный владелец. И принять какие-то меры против этого хозяина также бессильна, так как неизвестно, где его искать.

Похожая, но с некоторыми нюансами ситуация сложилась вокруг пустующего полуразрушенного дома в деревне Проскурни. Глава местного Октябрьского сельского исполкома Александр Салонин отмечает:

– Этот дом пустует с 2016 года. Его хозяин уехал в Армению. Там и умер. Правда, остались его дети – прямые наследники данного строения и прилегающего к нему земельного участка. Более того, некоторые из них проживают в Жлобине. Но официальные предписания сельского исполкома с требованиями разобраться с данным домовладением, то есть вступить в наследство, а затем привести его в порядок или продать, или отписать в пользу сельского исполкома, а также личные беседы с ними ни к чему не приводят. И в суд подать не на кого, так как никто не вступает в наследство. Вот и получается, что при живых наследниках домовладений косить траву вокруг них, убирать мусор, ремонтировать заборы вынужден местный сельисполком – за счёт налогоплательщиков.

– А можно ли признать такое домовладение бесхозным, что даст право сельскому исполкому самому распоряжаться им?

– Сделать это можно только через суд, – продолжает глава Октябрьского сельского исполкома Александр Салонин. – А там, прежде чем рассматривать такого рода дело, задают вполне резонный вопрос: кто будет платить за нанесённый ущерб, если вдруг после сноса дома объявятся его владельцы или наследники? Понятное дело, крайним останется сельисполком. Какой же вывод можно сделать из этих историй? А он напрашивается сам собой: необходимо упростить процедуру розыска владельцев пустующих домовладений и, если в течение установленного срока никто не заявляет о своём праве распоряжаться такой собственностью, она на законном основании автоматически передаётся местному сельскому исполкому. И пусть он дальше решает, что делать с подобными строениями: сносить их или продавать.

Николай ШУКАНОВ.

Фото из открытых источников

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук"instagramtwitterTelegram