НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета

С 24 октября этого года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6, которым были внесены изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Речь идёт о новой форме характеристики, дополнительных требованиях при приёме на работу в государственные организации, ответственности за нарушение порядка приёма на работу, дополнении перечня дискредитирующих обстоятельств увольнения. В новациях, касаемых законодательства по вопросам трудовых отношений, разбираемся с депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Игорем Волковым.

– Игорь Владимирович, расскажите о требованиях к характеристике потенциального работника, которую по новым правилам обязан запрашивать наниматель государственных органов и организаций.

– Форма характеристики установлена соответствующим постановлением Совета Министров от 14 октября текущего года № 585. В ней отражаются профессиональные и деловые качества (компетентность, работоспособность, исполнительность, дисциплинированность, инициативность, степень самостоятельности при принятии решений, стремление повышать свой профессиональный уровень), моральные (ответственность, порядочность, тактичность, доброжелательность, отзывчивость), участие работника в социально-общественной жизни коллектива, его взаимодействие с нанимателем, профсоюзами по решению актуальных вопросов деятельности организации. Кроме того, характеристика должна содержать информацию о дисциплинарных взысканиях, применённых к работнику в течение последнего года до даты её выдачи, о привлечении его к материальной и иной ответственности (при наличии таких сведений у нанимателя). Дополнительно в ней указываются и сведения об отношении к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности, а также наличии антигосударственных проявлений на рабочем месте. Характеристика подписывается руководителем организации с указанием даты и заверяется печатью нанимателя (при её наличии). К слову, Декрет № 6 увеличивает срок, в течение которого она должна быть выдана после поступления соответствующего запроса, с пяти календарных дней до семи. Требование о выдаче характеристики по установленной форме и в установленные сроки распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности.

– Декретом № 6 установлена обязанность нанимателя запрашивать характеристику с предыдущего места работы человека. Давайте рассмотрим конкретные ситуации. 

– Если в течение предыдущих пяти лет человек трудился только в негосударственных организациях, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы. Если как в негосударственной, так и в государственной организациях – количество запросов зависит от того, какая была последним местом работы: если государственная, то будет запрошена одна характеристика, которая одновременно будет являться характеристикой с предыдущего места работы. Если же последним местом работы была негосударственная организация, то нанимателю необходимо сделать два запроса: по последнему месту работы (в негосударственную организацию) и в государственную организацию. Если государственными организациями являлись все места работы, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего. Следует отметить, что характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата на трудоустройство независимо от того, на какую должность служащего или по какой профессии рабочего он принимается на работу в государственную организацию.

Кроме того, в отношении кандидатов на руководящие должности помимо характеристики наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из Единого государственного банка о правонарушениях, которые предоставляются бесплатно.

– А как же конфиденциальность, ведь это личные данные человека…

– Действительно, нанимателю предварительно следует получить согласие самого соискателя в письменной форме, в виде электронного документа или в иной электронной форме с учётом требований законодательства о персональных данных.

– Предусмотрена ли ответственность нанимателя за нарушение порядка приёма на работу в государственные организации?

– Требование о запросе характеристики является обязательным, поэтому за его невыполнение предусмотрена ответственность, а его игнорирование расценивается как грубое нарушение трудовых обязанностей. Речь идёт как о характеристиках, содержащих заведомо недостоверную информацию, так и о нарушении сроков их выдачи. Если факт будет установлен, руководителя организации или других должностных лиц могут уволить. Если такие деяния повлекли ущерб государственной собственности либо нанесли существенный вред государственным или общественным интересам, виновные будут нести уголовную ответственность.

– Какими позициями сегодня дополнен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения?

– Законом от 28 мая 2021 г. статья 47 Трудового кодекса дополнена новым основанием увольнения – нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных. Данное основание является мерой дисциплинарного взыскания, в связи с чем оно отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения.

Указанное основание увольнения применяется без учёта порядка и условий, установленных статьями 43 и 46 Трудового кодекса при увольнении по инициативе нанимателя, но с соблюдением требований главы 14 Трудового кодекса и пункта 7 Декрета № 5, который предусматривает проведение проверки допущенных работником нарушений, результаты которой следует оформить актом (служебной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника. При этом указанные акты (служебные записки) и объяснения подлежат хранению в организации не менее пяти лет.

– В Декрете № 6 некоторые позиции Декрета № 5 приведены в соответствие с Трудовым кодексом Республики Беларусь. О чём идёт речь?

– Подпункт 3.4 пункта 3 Декрета № 5 дополнен нормой, предоставляющей право руководителю организации (нанимателю) незамедлительно отстранять работника от работы в случае, если он призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин. Такое право на отстранение работника от работы закреплено в статье 49 Трудового кодекса с 30 июня 2021 г. в связи с вступлением в силу Закона от 28 мая 2021 г.

Кроме того, определены пределы отстранения работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлёкших или способных повлечь причинение организации ущерба. Внесённое уточнение означает, что допуск работника к работе в таком случае возможен тогда, когда отпали обстоятельства (причины), послужившие основанием для отстранения работника от работы.

Подготовила Татьяна СКОБЕЛЕВА.

Фото из архива ndsmi.by.

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук"instagramtwitterTelegram