При выполнении сельскохозяйственных работ вблизи воздушных линий электропередачи на металлических корпусах машин и механизмов могут находиться опасные электрические потенциалы, вызванные электростатической индукцией.
Особенно опасно соприкосновение машины непосредственно с проводом воздушной линии. Это возможно при работе машины под данными линиями электропередачи или при приближении машины на недопустимо близкое расстояние к проводу, обрыве провода и его падении на машину или при наезде машины на оборванный провод.
В охранных зонах линий электропередачи запрещается: устраивать подъезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом и без груза от поверхности дороги более 4,5 м; ставить стога сена, копны сена, сметы соломы, складировать корма, удобрения, торф, дрова и другие материалы, осуществлять погрузочно-разгрузочные работы, разводить огонь, производить полив сельскохозяйственных культур, мелиоративные работы; работать стогометателем под проводами ВЛ; работать в пролётах ВЛ, имеющих оборванные провода, а также приближаться к опорам, имеющим оборванные провода, на расстояние менее 20 м; находиться обслуживающему персоналу на машине вне кабины или защитного козырька; выполнять ремонтно-профилактические работы на машине; работать при приближении или во время грозы; приближаться и тем более прикасаться к проводам ВЛ какими-либо предметами; под проводами ВЛ категорически запрещается заправка машин горючим.
Требования к сельскохозяйственным машинам и механизмам при их работе в охранной зоне ВЛ: к работе в охранной зоне ВЛ допускаются машины, имеющие высоту не более: 4,5 м – для ВЛ напряжением до 220 кВ; 4 м – для ВЛ 330 кВ; на каждой высокогабаритной машине, предназначенной для работы в охранной зоне ВЛ,должна быть выполнена надпись несмываемой краской: «При работе в охранной зоне ВЛ не подниматься на верх машины».
При падении провода ВЛ на машину водитель должен немедленно остановить машину. Если при этом можно освободить машину от оборванного провода передвижением машины, то необходимо это сделать как можно быстрее и сообщить о случившемся в предприятие электрических сетей. В случае отсутствия такой возможности наблюдающий должен сообщить о случившемся предприятию электрических сетей, и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий. Приближаться к такой машине на расстояние менее (ближе) 20 м запрещается.
При работе машины без наблюдающего водитель должен сигналом тревоги привлечь внимание водителя ближайшей машины, который, оценив обстоятельства, должен сообщить о случившемся в предприятие электрических сетей. Если в результате падения провода или возникновения электрического разряда машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно её покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с машиной и землёй. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе согнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от неё можно только прыжками на двух сомкнутых вместе ногах или мелкими шажками, не отрывая ног от земли, проделав, таким образом, путь от машины на расстояние до 20 м.
С. ПРОНИЧЕВА,
старший государственный инспектор по энергетическому и газовому надзору Госэнергогазнадзора
Фото из открытых источников
Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук", instagram, twitter, Telegram