НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета

Создать условия для улучшения жизни населения и обеспечить стабильный рост его доходов. Такую задачу ставит Программа деятельности Правительства до 2025 года. Достигнуть ее будет непросто: эпидемиологическая обстановка продолжает держать всех в напряжении, в мире усиливается политическая и экономическая нестабильность. Но дорогу осилит идущий. Каких показателей планируется достичь в стране и как? Кто может реально рассчитывать на то, что его кошелек потолстеет? Об этом в интервью нам рассказала министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.

В 1,2 раза и реально

— Ирина Анатольевна, деньги любят счет. Когда мы говорим о доходах, хочется максимальной конкретики. Какого именно роста мы должны ожидать?

— В программе определено, что за текущую пятилетку должен быть обеспечен рост денежных доходов населения в 1,2 раза. И речь идет не о начисленной сумме, а о реальных располагаемых доходах. У каждой возрастной категории источники доходов свои. У человека трудоспособного возраста — зарплата, у пожилого человека — пенсия, у студента — стипендия, у инвалида — пособие по инвалидности. Но поскольку в общем объеме денежных доходов населения наибольший удельный вес занимают зарплаты и пенсии, то в программе этим доходам уделено особое внимание.

О кошельке бюджетников

— Бюджетники — важнейшая категория работников, чье благосостояние на карандаше Правительства. Что будет сделано для них? С помощью каких инструментов можно увеличить рост их доходов?

— Сегодня в бюджетной сфере страны работает порядка 890 тысяч человек. И с 2017 года по поручению Главы государства поэтапно повышается уровень оплаты их труда. За 2020-й она составила 1006 рублей, что на 162 рубля больше, чем годом ранее. Реальный рост, скорректированный на уровень инфляции, превышает 113 процентов.

Хочу отметить, что на рост зарплаты в прошлом году оказали влияние так называемые коронавирусные надбавки медицинским и социальным работникам за работу в особых условиях. У работников здравоохранения, которые трудятся в условиях, связанных с инфекциями, размер надбавок от 300 до 4000 рублей, у сотрудников домов-интернатов, работающих вахтовым методом, — от 250 до 1500 рублей.

Основным механизмом повышения заработной платы работников бюджетной сферы является базовая ставка. С 1 января нынешнего года Правительство увеличило базовую ставку на 5,4 процента, сейчас она составляет 195 рублей. Отдельным категориям работников бюджетной сферы с 1 января заработная плата увеличена в среднем на 9 процентов. Это касается воспитателей, помощников воспитателей, работников культурно-просветительских учреждений и социального обслуживания.

На сегодня рост заработной платы в бюджетной сфере опережает темпы ее роста по стране. Зарплата бюджетников в январе — феврале увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21,3 процента, в то время как по стране в целом — на 14 процентов. За два первых месяца 2021 года зарплата в бюджетной сфере составила 1091 рубль. Соотношение к уровню зарплаты по стране — 85 процентов!

Если по отраслям, то в феврале в среднем зарплата врача составила 2157 рублей, учителя — 1112 рублей, воспитателя дошкольного образования — 849 рублей.

— В интернете можно было встретить комментарии отдельных экспертов, что зарплата за февраль по отношению к январю, наоборот, снизилась.

— Снижение обусловлено исключительно улучшением эпидситуации. Мы ведь имели дело с уменьшением количества медицинских работников, которые трудятся в красной зоне, и сотрудников домов-интернатов, работающих вахтовым методом и получающих коронавирусные надбавки. Среднемесячные выплаты, соответственно, оказались меньше.

Работа по повышению заработной платы бюджетников продолжится. К 2025 году запланировано выйти на следующие показатели соотношения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы к среднереспубликанскому уровню: у врачей и профессорско-преподавательского состава — не менее 150 процентов, педагогических работников — 100 процентов (учителей — 106 процентов), работников физической культуры и спорта — 105 процентов, работников культуры и социального обслуживания — 80 процентов.

Чтобы достигнуть поставленных показателей, кроме повышения базовой ставки будет применяться уже апробированный механизм увеличения отраслевыми министерствами стимулирующих выплат отдельным категориям трудящихся. Не обойдется без оптимизации численности работников. Стоит также задача дальнейшего развития внебюджетной деятельности.

Слагаемые достойной пенсии

— Как будут расти пенсии?

— Пенсии будут повышаться вслед за ростом заработной платы. В программе Правительства четко обозначено: рост пенсий не должен перекрываться ростом цен.

С 5 апреля уже началась выплата пенсий за апрель. Средняя пенсия по возрасту неработающего пенсионера — около 513 рублей, что больше по сравнению с апрелем прошлого года почти на 12 процентов.

В законодательстве предусмотрена норма об индексации пенсии не менее одного раза в год. Ее обязательно проведут, но сроки и размер в нынешнем году будут зависеть от роста зарплаты в целом по экономике.

Хочу акцентировать внимание на поддержке государством пенсионеров 75+. Речь идет о возрастных доплатах, которые ежемесячно получают пенсионеры от 75 лет и старше. Таких в Беларуси более 524 тысяч человек. На эти доплаты в 2021-м предусмотрен 391 миллион рублей. Они будут индексироваться четыре раза в год, поскольку увязаны с бюджетом прожиточного минимума. В апреле возрастная выплата пенсионерам 75–79 лет составила почти 50 рублей, а 80 и старше — почти 100 рублей (с учетом надбавки на уход).

Всего на нынешний год законом о бюджете фонда соцзащиты населения предусмотрено на все виды пенсий почти 15 миллиардов рублей. Их получателями, к слову, являются более 26 процентов населения Беларуси. На пенсии наша страна тратит более 9 процентов ВВП, что соизмеримо с расходами европейских государств.

Кстати, сегодня в Беларуси продолжают работать почти 500 тысяч пенсионеров, достигших общеустановленного пенсионного возраста. И у работающего пенсионера есть уникальная возможность повысить размер пенсии, продолжив трудиться без ее получения. Это так называемый механизм отложенной пенсии. За пять лет подобной отсрочки можно увеличить пенсию до 1,8 раза!

Старость никто не отменял, а, по стандартам ВОЗ, она наступает только в 75 лет. Какой она будет, зависит прежде всего от самого человека. Да, государство исполняет и продолжит исполнять свои социальные обязательства. Но если человек хочет сохранить уровень и качество жизни на пенсии, надо об этом думать на протяжении всей активной трудовой жизни.

— Именно об этом говорил Президент, озвучивая новый механизм формирования пенсий в формате 3+3. Как вы видите его реализацию?

— Мы прорабатываем сегодня подходы и сроки введения этого нового механизма. Например, работник начинает уплачивать дополнительный взнос с целью накопления. Средства аккумулируются на его личном счету. Отчисления делает за каждого своего работника и наниматель. Так, если работник решил 3 процента от зарплаты направить на накопление, то и наниматель обязан направить на личный счет работника 3 процента из установленного обязательного 28-процентного взноса на пенсионное страхование. То есть суммарно для нанимателя взносы не возрастут, а работник будет накапливать дополнительную прибавку к пенсии.

При этом предлагается, что в случае смерти застрахованного лица эта сумма будет наследоваться.

— В программе обозначен и поэтапный переход к назначению пенсий в проактивном режиме, когда человеку самому не придется заниматься сбором документов: все будет в электронном формате. Поясните, пожалуйста.

— Механизм станет возможным благодаря применению цифровых технологий и совершенствованию порядка обеспечения граждан пенсиями и пособиями.

С 1 января 2003 года в республике действует персонифицированный учет, в рамках которого формируются данные о стаже работы и заработке застрахованных лиц, необходимые для пенсионного обеспечения. Формирование этих данных осуществляется плательщиками обязательных страховых взносов в электронном виде — на лицевом счете застрахованного лица. Вместе с тем сведений о стаже и заработке, сформированных за период после 2003 года, недостаточно для автоматизированного назначения пенсии. Информация о трудовой деятельности до 2003 года в персонифицированном учете отсутствует.

Чтобы выполнить поставленную задачу, выстроен график наполнения информационного ресурса данными о стаже и заработке работников за более ранний период. Оцифровка и хранение этих данных позволят в перспективе уйти от необходимости сбора работодателем или самим работником документов о трудовой деятельности на бумажных носителях и постепенно перейти к проактивному формату назначения и выплаты пенсий. В результате процедура назначения пенсий значительно упростится.

Еще одним плюсом от выполнения данной задачи будет появление возможности заблаговременно информировать каждого гражданина о его страховом стаже, что позволит потенциальным пенсионерам планировать формирование своих пенсионных прав.

— Еще одна задача, поставленная Правительством, — расширение международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения. Что нового стоит ожидать в этом направлении?

— Жизнь показывает, что активная трудовая миграция, расширение географии рынка труда — долгосрочный тренд. Наша задача — чтобы пенсионные права, заработанные при такой занятости, оставались доступными для человека. Заключая международные договоры о пенсионном обеспечении, мы позволяем человеку воспользоваться пенсионными гарантиями тех стран, в которых он работал. Сейчас у нас в пенсионной сфере действует 11 договоров. В прошлую пятилетку мы активно работали в этом направлении. Вступили в силу четыре новых договора: с Чешской Республикой, Эстонской Республикой, Республикой Молдова, государствами — членами Евразийского экономического союза. Это, с одной стороны, позволит гражданам, работавшим в названных странах, реализовать сформированные на их территории пенсионные права. А с другой стороны, тем, кто проживает в этих государствах, но когда-то работал у нас, будут экспортироваться пенсии согласно отработанному стажу.

Что касается планов, мы приступили к проекту соглашения с Болгарией, намерены изучить возможность заключения договоров с Сербией и Венгрией по инициативе этих государств. В Украине, Литве, Латвии и России отредактированы национальные законодательства в сфере пенсионного обеспечения, поэтому мы внесем корректировки и в наши международные соглашения, а при необходимости заключим новые.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

sb.by

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук"instagramtwitterTelegram