НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

Когда читаешь оппозиционные сайты и телеграм-каналы, кажется, что погружаешься в антиутопию. Все неправильно, незаконно… Если верить всему, что там пишут, то после 20 минут подобного чтива придется целый день восстанавливаться и избавляться от чувства безнадежности. Одна из таких корзин с грязными новостями – гомельский сайт «Флагшток».

Ничего святого

Недавно «Гомельская праўда» рассказывала, как авторы этого оппозиционного ресурса написали в заголовке, что государство просит частников подарить стоматологическое кресло для детской поликлиники. И прикрепили к тексту письмо с такой просьбой. Как пояснил главврач областной стоматологической поликлиники Василий Бурим, который составил письмо в качестве главного внештатного специалиста ГУЗО по стоматологии, в филиале № 2 центральной городской стоматологической поликлиники кресло для детей перестало подниматься и раскладываться. Это никак не сказалось на оказываемой детям помощи, но создало не­удобства для врачей. В главном управлении здравоохранения обл­исполкома «Гомельскай праў­дзе» рассказали, что в этом году намечено закупить новый стоматологический комплекс для филиала № 2. Но, чтобы ускорить процесс и не ждать, пока оборудование приобретут через госзакупки, отправили запрос в другие медучреждения – что очень важно, не только в частные, но и в государственные. И такие проблемы всегда решали спокойно. Другими словами, приобретение оборудования – это дело времени, а не денег, как бы ни хотелось флагштоковцам выдавить очередную «сенсацию».

Впрочем, фантазией на ресурсе особо не блещут, действуют по шаблону. Сразу же после текста про стоматустановку опубликовали: «В Цент­ральном районе нет денег, чтобы поздравить ветеранов. Чиновники вновь просят помощи у частников». Что, снова на те же грабли? Невероятно, но факт. Ситуацию корреспонденту «Гомельскай праўды» прокомментировала заместитель главы администрации Центрального района Гомеля Ольга Доценко. В территориальный центр соц­обслуживания населения регулярно обращаются предприятия и организации, которые хотят помочь нуждающимся. Иногда спрашивают, что необходимо приобрести, куда подъехать и т. д. Поэтому, чтобы упорядочить механизм, ТЦСОН рассылает письмо, где указывает основные сведения. Естественно, отправляет не только в частные, но и в государственные организации. Делается это регулярно. Ежегодно накануне 9 мая, 3 июля и Дня освобож­дения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков помощь оказывают ветеранам. Многодетным семьям, а также детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, – под Новый год, 1 сентября и в День защиты детей. И всегда люди отзываются: покупают подарки, организуют концертные программы.

– Это не просьба о помощи. Это чисто информативный запрос, который способствует развитию благотворительности. К слову, на предложение по поддержке ветеранов уже откликнулись некоторые организации, – подчеркнула Ольга Доценко.

Но что еще интереснее, незадолго до этих новостей активисты «Флагштока» сами обращались в центр соцобслуживания населения с просьбой помочь с передачками «политзаключенным». Вот оно, двуличие во всей красе.

И вообще, зачем в таких инфоповодах, когда речь идет о святом – детях и ветеранах, разделять тех, кто может им помочь, на государство и частников? Мы же все работаем на благо страны, это все в наших общих интересах. Или нет? По логике флагштоковцев получается, что поддерживать нуждающихся должно исключительно государство.

К счастью, у нас достаточно представителей бизнеса, которые не жалеют средств на благотворительность и понимают, как в целом устроена экономика. На Всебелорусском народном собрании Александр Лукашенко говорил о социальной ответственности бизнеса: «Богатый – заплати больше, поддержи бедного. Потому что эти бедолаги на тебя работают и благодаря им ты имеешь сегодня миллионы». Но куда уж писакам «Флагштока» до таких смысловых вершин.

Искажение информации в своих интересах

Как уже говорилось, общая картина жизни в нашем регионе, судя по этому ресурсу, вырисовывается удручающая. Какой повод ни возьми – во всем видят негатив, акцентируют внимание на плохом в заголовках: «В разгар пандемии расходы на здравоохранение в некоторых районах Гомельской области сократятся» (а в других – повысятся), «В Гомеле хотят выполнить капремонт 84 жилых домов, но коммунальники могут не справиться с такой задачей» (а могут справиться).

Возмущение лежит и в основе названия ресурса. В октябре 2019 года на этом сайте появилась первая публикация, в которой говорилось о планах по установке на площади Ленина в Гомеле 60-метрового флагштока. Тема усиленно муссировалась на протяжении всего периода строительства объекта: пытались найти огрехи в документации, собирали мнения «известных гомельчан», писали, что «предложенное благоустройство не делает рассматриваемую площадку хоть сколько-нибудь интереснее для горожан». Ничего удивительного в том, что флагштоковцам и их бчб-единомышленникам не «интересна» официальная государственная символика Беларуси. Но для многих гомельчан флагшток олицетворяет любовь к стране и гордость за свою нацию, что стало особенно актуальным в свете последних событий в политической жизни республики. В процессе строительства флагштока оппозиционный ресурс писал, что «тут не появляются новые функции и объекты притяжения. На предлагаемом проекте не заметны даже скамьи…». На самом деле возле таких объектов стоять принято, а не сидеть на лавочке. Да и функция как раз таки очень важная и очевидная. Духовная. Ну, мы уже поняли, что в этом случае тем, кто любит копаться в грязи, не до высоких материй…

Но еще хуже, что этот сайт публикует недостоверную информацию. К тексту про то, что отказано в возбуждении уголовного дела по факту смерти Александра Вихора, прикрепили видео со словами очевидцев задержания, которое управление СК по Гомельской области предоставило государственным СМИ. И хотя на этом видео есть логотип Следственного комитета Беларуси, под роликом написали: «Видео МВД». Официальный представитель УСК по Гомельской области Мария Кривоногова подтвердила «Гомельскай праўдзе», что данное видео создано Следственным комитетом. А безграмотные авторы «Флагштока» даже не могут отличить СК от МВД.

Есть и другие примеры, когда на этом сайте искажают информацию и преподносят как факт. Например, разместили новость «В отношении строительства флагштока гомельчане единодушны». В двух пабликах в соц­сетях провели опрос, в котором, по словам флагштоковцев, приняли участие более двух тысяч пользователей. Около 90% высказались против стройки. И это количество людей – около двух тысяч человек, которые даже не факт, что из Гомеля и вообще из Беларуси, – ресурс назвал абсолютным большинством гомельчан. Для справки: по информации Главного стат­управления области, на 1 января 2020 года в Гомеле проживают 510 300 человек.

На этом не остановились. В другом тексте снова проявили чудеса глупости: «Подавляющее число гомельчан выступает за расследование обстоятельств строительства флагштока и наказание виновных». Опрос на этот раз провели в трех соцсетях. Предлагалось четыре варианта ответа на вопрос, что делать с флагштоком, и все состояли из двух частей: в первой описывались действия по отношению к объекту (оставить, перенести, демонтировать), а во второй – расследовать «нарушения законов» (в трех вариантах) или нет (только в одном). И вот из такого абсолютно безграмотно составленного и ангажированного опроса, в котором поучаствовала группка определенно настроенных ребят, сделали вывод, что за расследование выступает подавляющее большинство гомельчан. Как писал Лермонтов, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. А ведь заряженные «невероятные» читают и верят…

Судя по их архиву, первая публикация, как упоминалось выше, появилась в октябре 2019 года. Вторая и третья – только в феврале 2020-го. Следующие девять новостей – в марте. То есть сайт был в глубокой спячке. Стал активным только в апреле прошлого года. Удивительно, но прямо накануне политического движа. А свой телеграм-канал «Флагшток» создал 19 июня, и 1 июля появился первый пост: про Сергея Тихановского. Нетрудно догадаться, что телеграм-канал был создан на волне и с целью политического хайпа.

По Закону Республики Беларусь о СМИ, «Флагшток» – это интернет-ресурс. Согласно пунк­ту 2.3 статьи 301 Закона, владелец интернет-ресурса обязан не допускать распространения недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам. Полагаю, текст про то, что гомельчане единодушно против флагштока, такой вред наносит. Исходя из того, что доступ к сайту частично ограничен (перейти на него из браузера не всегда удается), Министерство информации уже пыталось остудить пыл флагштоковцев. Но по-прежнему легко найти другие способы попасть на ресурс. Например, через ссылки в телеграм-канале.

Благими намерениями...

По информации сообщества «Гомель ПРОТИВ» в соцсети «ВКонтакте», один из администраторов «Флагштока» – журналистка польского телеканала «Белсат» Мария Булавинская. А если учесть обилие новостей на архитектурную тематику, то, судя по всему, с ней заодно платформой руководит муж – Сергей Ляпин, которого сайт позиционирует как архитектора.

Более того, часто ресурс и группа во «ВКонтакте» «Пошукі старога Гомеля» взаимно ссылаются друг на друга. А в одном из текстов «Флагштока» Булавинская и Ляпин выступают именно как представители «Мастерской городских исследований» (Пошукаў старога Гомеля).

Из этого сообщества ресурс взял и новость про то, как «актывісты-абаронцы старой архітэктуры» обратились в Гомельский горисполком по поводу здания XIX века на улице Баумана, 4, которое имеет статус историко-культурной ценности. Как заявляют «Пошукі», в 2011 году «будынак быў зверскі знявечаны камунальнікамі з мясцовага ЖЭУ, якія падпарадкоўваюцца Цэнтральнаму КЖРЭУПу. Яны збілі ўвесь дэкор і зрабілі тэрмашубу з пенапласта. Праблема для іх заключаецца ў тым, што на той момант будынак ужо атрымаў статус гісторыка-культурнай каштоўнасці». В итоге сейчас «гарвыканкам запатрабаваў аднавіць стары будынак».

Согласно панораме в интернете, таким был дом № 4 по улице Баумана в Гомеле в 2011 году

Так здание выглядит сейчас. Фото автора

К сожалению, «краеведы» не учли одного важного факта: на Баумана, 4, живут люди. Как написал в Telegram «VOканал», в 2011 году в адрес коммунального предприятия, на балансе которого находится это здание, массово приходили жалобы от жильцов на промерзание стен, сырость, влагу и грибок в квартирах. Коммунальные службы поспешили помочь и не учли, что реставрационные и иные работы на объектах историко-культурного наследия надо не только согласовывать в Министерстве культуры, но и проводить с сохранением первоначального облика.

И вот теперь, после предписания горисполкома, коммунальные службы вернут первоначальное состояние и заодно снимут термошубу, которая утепляла квартиры. «Особенно весь «смак» в искусстве жильцы ощутят на себе в мокрые осенние дни и тихими зимними морозными вечерами», – иронизирует «VOканал». Вот и получается, что якобы благими намерениями этих «краеведов» вымощена дорога… к мучениям людей.

Явный перебор

Коснемся и другого местного сайта – «Гомельская Вясна». Как следует из описания на этой платформе, они освещают исключительно правозащитную тематику, нарушения прав человека. Таким образом называют, видимо, и освещение деятельности местного активиста Ильи Миронова, который неустанно пишет жалобы и заявления в разные ведомства. Про один из таких случаев писал теле­грам-канал «Ежу понятно». Гомельский активист возмутился роликом известного блогера Алексея Голикова на сайте СТВ и решил пожаловаться на него в Генпрокуратуру. Не зная, за что уцепиться, заявил, что бросать снежки в протестующих – значит проявлять насилие, которое нанесет вред национальной безопасности и приведет к разжиганию межнациональной розни. О, как загнул! «Получается, «коктейли Молотова» и травля инакомыслящих – это смелость и проявление гражданской позиции, а вот снежки по-настоящему опасны?» – задается вопросом телеграм-канал. Вот уж действительно, броски снежками – нарушение прав человека, достойное публикации.

Также «Вясна» освещала, что Миронов отправил в областной Совет депутатов и Гомельский городской Совет депутатов заявление, в котором попросил в числе прочего способствовать признанию бчб-флага историко-культурным наследием Беларуси. Ну, это вообще ни в какие ворота. О неоднозначной, мягко говоря, истории этого символа мы неоднократно писали.

К слову, 16 февраля у Миронова, а также у других активистов во всех областных центрах страны прошли обыски. Как сообщила пресс-секретарь МВД Ольга Чемоданова, сотрудники ГУБОПиК провели около 90 обысков по месту жительства членов незарегистрированных организаций «Вясна», «Профсоюз работников РЭП», представителей БАЖ и медиаресурсов агрессивного толка. Поводом стали результаты оперативно-разыскных мероприятий в отношении лиц и организаций, осуществляющих финансовую и информационную поддержку протестов в Беларуси. По информации ГУБОПиК, они не просто оказывали помощь, а, выступая иностранными агентами, организовывали и финансировали протесты под прикрытием правозащитной деятельности.

Вместо вывода

Невероятные протестующие все время кричат о том, что в стране нет свободы слова. Но как же нет, если таких вот сайтов, где искажают факты и работают в ущерб государственным интересам, меньше не становится? Значит, это кому-то очень надо. Значит, за это кто-то получает деньги и неплохо живет, зарабатывая на лжи и разрушении государства.

Свобода слова – это в первую очередь ответственность за него. А готовы ли такие авторы нести личную ответственность за предоставление недостоверной информации?

 

Елена ДЕМЕНТЬЕВА

gp.by