НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета

С выставки графики «Древнейшее из искусств» стартовал осенний вернисаж музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля.

Натюрморт Марии Егоровой «Ветка каштана». 1988 год

Свободный бег пера, грифеля, спонтанной штриховки сообщает листу бумаги заряд такой творческой энергии, которую зритель прекрасно чувствует и воспринимает! В этом особая прелесть графики, которой многие ценители отдают предпочтение перед живописью и другими искусствами. 

В экспозиции представлено более 80 произведений из фондов музея, выполненных в разнообразных техниках и охватывающих интервал с XVII по XX столетие. Все гравюры, офорты, литографии более раннего времени почти неуловимо схожи между собой. До появления фотографии художники стремились создавать максимально реалистичные изображения, которые скорее удивляют затраченным трудом и доскональностью, чем поражают наше воображение. Среди старых произведений графики – гравюра Клодин Бузонне, выполненная по картине художника эпохи классицизма Никола Пуссена. Гравюра датируется XVII веком, здесь изображен библейский момент снятия Иисуса Христа с креста. Интересно, что оригинал – полотно Пуссена считается утраченным, и данное изображение – один из немногих «живых свидетелей» диапазона творчества французского живописца.

На выставке хорошо заметно различие подходов в графике старого и нового времени. 

В XX столетии более престижно скрывать мастерство за кажущейся легкостью и непосредственностью, иметь свой индивидуальный почерк. Белорусские художники занимают и всегда занимали ведущие позиции в области изобразительного искусства. Отличная качественная подготовка художников, многие из которых окончили ВХУТЕМАС, институт имени Сурикова, академию имени Репина, белорусский театрально-художественный институт, училище имени Глебова, принесла свои плоды. Самое главное, что ни говори, искусство очень сильно зависит от трех составляющих: творчества, личности и судьбы художника.

Музейная летопись графики XX столетия в экспозиции начинается с минчанина Аркадия Астаповича. Представлено две его работы 20-х годов в технике линогравюры. Небольшого размера, стремящиеся к квадрату, они максимально контрастны, ритмичны и музыкальны, отражают сельскую тему. Это улей на дереве и мельница с крыльями, время которых безвозвратно ушло.  

Уроженец Рогачева Анатолий Каплан жил в Ленинграде, его творчество стилистически перекликается с Марком Шагалом, также в основном связано с бытом еврейского народа. Яков Телишевский родом из Гомеля, бывший подмастерье гомельской художественной студии имени Врубеля и выпускник ВХУТЕМАСа. Являлся учеником Владимира Фаворского. На выставке представлено несколько его работ в различном исполнении. 

Технику цветной линогравюры применял минчанин Анатолий Тычина, добиваясь тончайших нюансных переходов цвета и тона. Нередко героями его произведений становятся гомельские порт, река с баржами, парк.

Я. Телишевский. Москва. Вид из окна

Художники иногда используют самые простые материалы, например, цветные карандаши, и тогда получаются непосредственные любительские наброски с натуры: часовня Паскевичей находившегося в 1945 году на излечении в Гомеле Александра Козлова, фрагменты разрушенного дворца, выполненные немецкими военнопленными…

Архитектурный мотив с Ильинской церковью мастерски выполнен известным гомельским художником Робертом Ландарским в акварельной технике. Притом что Роберт Ефимович известен и популярен благодаря своей ж

ивописи маслом. Выдающийся график гомельчанин Евгений Покаташкин в технике линогравюры запечатлел здание гомельского вокзала и типичный индустриальный мотив 1960-х. Искусство плаката представлено двумя гомельскими художниками – Владимиром Лосевым и Иваном Андрасюком. Они ярко и злободневно отражают эпоху, к чему, собственно, и призвано это искусство. С той разницей, что произведения Лосева своей изобразительной сложностью и глубиной напоминают хорошую живопись… С миром театра связаны тематические композиции проживающего ныне в Минске «дедушки авангарда» Виталия Чернобрисова. Нарисованные, что называется, с размахом, они посвящены его супруге, белорусскому режиссеру Лидии Монаковой, работавшей в Гомельском драмтеатре.

Искусство очень сильно зависит от трех составляющих: творчества, личности и судьбы художника

Несколько работ разных авторов в различных техниках демонстрируют свойственную искусству графики фантасмагорию и воображаемый мир. Офорты Вячеслава Слаука из Минска и Юрия Яковенко из Гродно представлены точечно, тем не менее их творчество узнаваемо. Следующий блок с четырьмя портретами современников принадлежит руке гомельской легенды, художника без определенного места жительства Валерия Ляшкевича. Музей пополнился некоторым количеством экспрессивных, мастерских работ этого художника в 90-е годы, когда Валерий Алексеевич вернулся в Гомель из Ленинграда, где был вольным слушателем академии искусств имени Репина.

Техника офорта и автолитографии представлена произведениями Алены Лось, Семена Геруса, Валентина Егорова, Акима Шевченко. Акварельный натюрморт Марии Егоровой «Ветка каштана» находится на стыке графики и живописи. Несмотря на свою мягкость и живописность, акварель относится к области графики. Специалисты отмечают, что белорусской живописи в целом свойственна графичность. Уроженец деревни Корма Добрушского района Аким Шевченко через всю жизнь пронес вхутемасовскую выучку. Ряд карандашных портретов наглядно демонстрирует его высокий и честный профессионализм. Что можно сотворить с помощью обычной черной туши, показывают две работы уроженца Гомельщины Николая Гурщенкова. Зрители хорошо ощущают натиск непогоды, впрочем, как и бодрое настроение изображенных людей, переправляющихся через «кипящую» от грозы реку.

Петербургский художник Марина Быкова создала серию работ на тему древнегреческого Пергамского алтаря, выполненную углем и мелом на холсте. Это очень неожиданное решение для графики. Представление о лино­гравюре дают работы Бирштейна «Портрет Георгия Нисского», Кузьмичева «Аппассионата», Мельянца «Ян Налепка» и другие. Резцом по линолеуму создаются наиболее обобщенные, выразительные работы. Анатолий Мельянец во время Великой Отечественной войны был командиром партизанского отряда, оставил после себя множество интересных работ на послевоенную тематику. Сильно впечатляет образ комиссара, созданный уроженцем Гомельщины Петром Дурчиным. Набросок кистью и тушью с «прогульщика» Аничкина Льва Баскина (родом из Рогачева) показывает нам отношение автора. Мол, нечего тратить силы и время на подобных «несознательных» членов общества. Портрет Анатолия Васильевича Луначарского того же Баскина, также выполненный тушью, является подготовительным этапом для печати в журнале или газете, он «имитирует» линогравюру.

Валерий Рожнов изобразил гуашью и пастелью переправу солдат Великой Отечественной через реку Сож, отчего работа приобрела живописный вид.

Георгий Нисский, однокашник Телишевского по студии имени Врубеля, вхутемасовец, народный художник РСФСР, оставил зарисовку зеленым карандашом некоего военного городка, которая после смерти художника вместе с картинами и вспомогательными материалами попала в собрание гомельского музея. На этом рисунке изображен почти бескрайний ландшафт одного из уголков России.

Выставка будет работать до начала ноября 2020 года.

gp.by

Фото из открытых источников и музея дворцово-паркового ансамбля.


Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники""Фейсбук", instagramtwitterTelegram