НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

Цель фашизма – уничтожение славян, доказательства – преступления, совершённые захватчиками на территории Жлобинского района.

За период Великой Отечественной войны на территории Жлобинского района частично или полностью было сожжено более 100 населённых пунктов. Семь из них так и не были восстановлены. Погибли многие мирные жители, в основном – дети, женщины и старики. Такого рода преступление фашистов – пример геноцида против белорусского народа. Об этом надо знать и об этом надо помнить.

ЖЕРТВЫ – МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

В Белоруссии за годы оккупации (1941–1944 гг.) гитлеровцы провели более 140 крупных карательных операций против мирного населения. Были сожжены 9200 сёл и деревень, 5295 из них фашисты уничтожили вместе со всем или частью населения. 186 населённых пунктов не возродилось. Самой большой из числа уничтоженных вместе с жителями деревень были Борки Кировского района Могилёвской области. 15 июня 1942 года каратели убили здесь и сожгли заживо 1843 человека.

Итогом нацистской политики геноцида, включая метод «выжженной земли», стали 2 230 000 жителей Белоруссии. Главная роль в уничтожении людей на оккупированных территориях отводилась специально созданным карательным полицейским органам и военным формированиям нацистской организации СС. Разбираться с неугодным местным населением фашисты не стали. В июле 1941 г. полицейский полк «Центр» организовал карательную операцию «Припятские болота», в ходе которой уничтожил многие населённые пункты вместе с мирными жителями.

О сути фашизма и цинизме его последователей свидетельствуют слова из дневника обер-ефрейтора вермахта Иоганнеса Гердера. Он писал: «Мы бросаем гранаты в жилые дома. Дома очень быстро горят. Огонь перебрасывается на другие избы. Красивое зрелище! Люди плачут, а мы смеёмся над слезами. Мы сожгли таким образом уже деревень десять. В одной деревне мы схватили первых попавшихся двенадцать жителей и отвели их на кладбище. Заставили их копать себе просторную и глубокую могилу. Славянам нет и не может быть никакой пощады. Проклятая гуманность нам чужда». Такая политика «спускалась» вниз с верхов фашистской Германии. К примеру, в 1941 г. рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер изложил цель «русской кампании» в таких цифрах: «Расстреливать славянское население – каждого десятого, чтобы (для начала) уменьшить их количество на 30 миллионов».

В осенне-зимний период 1943–1944 гг., когда началось освобождение Белоруссии, проведение тактики «выжженной земли» приняло широкие масштабы, возросла роль вермахта в её осуществлении. Создавались специальные команды поджигателей, в их задачу входило при отступлении проводить полное опустошение оставляемой территории. Сотни белорусских деревень были разграблены, разрушены и сожжены. Население уничтожалось или угонялось в Германию. Целые районы нашей республики были превращены в зоны пустынь. Так было и на Жлобинщине.

НЕВОЗРОЖДЁННЫЕ ДЕРЕВНИ

Семь деревень Жлобинского района, сожжённых немецко-фашистскими карателями, не возродились. Пять из них находились на территории Коротковичского сельсовета бывшего Стрешинского района (с 1956 г. – в составе Жлобинского района). Это д. Братки (каратели убили 27 местных жителей, сожгли 10 дворов), д. Грушка (каратели убили 20 жителей, сожгли 11 дворов), д. Залесье (каратели убили 23 жителя, сожгли 17 дворов), д. Замостье (каратели убили 4 жителей, сожгли 10 дворов), д. Красновка (каратели убили 45 жителей, сожгли 10 дворов). Всё это случилось в октябре 1943 г.

Память об этих населённых пунктах и их жителях увековечена в памятнике сожжённым деревням, установленном в Коротковичах, а также на «кладбище деревень» мемориального комплекса «Хатынь». К списку погибших от рук карателей мирных жителей надо добавить и 97 семей из Коротковичей, и несколько семей из других деревень Стрешинского района, которые стали жертвами геноцида, совершённого фашистами в январе 1944 г. в д. Ола Светлогорского района. В связи с приближением фронта наши земляки надеялись спрятаться от фашистов в этой глухой лесной деревне. Но не получилось. Карателями были уничтожены ещё два населённых пункта Стрешинского района – деревни Октябрь и Залужье. Они не возродились.

ТРАГЕДИЯ В ЦУПЕРЕ

Среди наиболее пострадавших в годы войны сельских населённых пунктов Жлобинского района отметим следующие: Бобовка – убито 16 человек, сожжено 133 дома (далее цифры соответственно), Верный – 47 и 32, Гармовичи – 16 и 114, Денисковичи (№ 1 и № 2) – 62 и 102, Доброгоща – 10 и 80, Майское – 24 и 218, Малевичи – 56 и 192, Малевичская Рудня – 24 и 53, Малые Козловичи – 35 и 64, Малые Роги – 19 и 32, Новики – 13 и 48, Пиревичи – 17 и 35, Радуша – 32 и 170, Хлебороб – 16 и 34, Чёрная Вирня – 105 и 112, др.

Трагедия произошла и в деревне Цупер. Выжившие свидетели Ульяна Шиленкова, Мария Шиленкова, Евтихий Семенчук и др. рассказали: «1/XII-43 г. в деревню Цупер прибыл карательный отряд в количестве 100 немцев. Они окружили в 9 часов утра деревню и начали выгонять мирных граждан на улицу раздетых, не считаясь с возрастом, детей и стариков. Начался массовый расстрел мирных жителей, сопровождавшийся невиданными издевательствами. Некоторых расстреливали прямо в домах, предварительно избивая до полусмерти. В этот день в д. Цупер было расстреляно 37 человек. После расстрела немцы подожгли деревню, бросая в огонь трупы расстрелянных».

Григорий ЯХНОВЕЦ, заместитель прокурора Жлобинского района, старший советник.

Фото из архива «НД» и интернета.

При подготовке статьи использованы архивные документы, опубликованные в сборн. «Трагедия белорусских деревень 1941–1944. Документы и материалы» (Минск — Москва, 2011), а также «Акт о преступлениях немецко-фашистских захватчиков на территории Жлобинского района… с 15 августа 1941 г. по 26 июня 1944 г.», материалы из фондов Национального исторического архива Беларуси, др.

От редакции: журналисты «НД» планируют побывать на мемориале «Хатынь», чтобы рассказать о деревнях Жлобинского района, увековеченных там.

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук", instagramtwitterTelegram