Сближение наших государств исторически обусловлено, считает один из ведущих политологов страны Владимир Бобков
27 и 28 июня Витебская область стала площадкой проведения ХI форума регионов Беларуси и России. О становлении сотрудничества между странами рассказывает в своей публикации доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, член-корреспондент НАН Беларуси, председатель Белорусской ассоциации политических наук, уроженец Жлобинщины Владимир БОБКОВ.
После подписания Договора о Союзе Беларуси и России (2 апреля 1997 года) прошло более четверти века. За эти годы выросли новые поколения. Каждое из них, когда заходит речь о Союзном государстве, ставит вопрос: «А зачем было объединяться, если президенты обоих государств говорят о сохранении суверенитета?» Люди старших возрастных групп спрашивают: «Ну и что даёт нам такое объединение?» Смысл этих вопросов затрагивает глубинную суть интеграции.
После распада Советского Союза в 1991 году было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). Поначалу надежды, возлагаемые на него, были огромными. Но шли годы – появлялись разочарования. Этот сложный постсоветский период выявил, что наиболее заинтересованными в сотрудничестве оказались два близкородственных народа – россияне и белорусы. Российскую Федерацию как ядерную державу Беларусь интересовала прежде всего в геополитическом отношении, как возможность надёжного прикрытия своей западной границы. Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и белорусскую экономику, которая являлась по сути сборочным цехом Советского Союза.
В декабре 1999 года был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Он отличается от первого Договора тем, что здесь тесная интеграция базируется уже на более конкретных правилах. Однако через несколько лет союзного строительства интегрирующиеся государства столкнулись с различиями во взглядах на государственный суверенитет, на экономические подходы к решению обоюдно значимых проблем, с различиями в государственных стандартах и др. Разногласия начались по поводу введения единой валюты, общего бюджета и т. д. Это объясняется благородным желанием ускорить процесс интеграции, а также недостатком опыта. На наш взгляд, другой серьёзной причиной разногласий явилось также нарушение Россией договорного принципа – «равенства сторон». Исправить ситуацию помогла жизнь и постепенная кристаллизация одинакового понимания национальных интересов и государственного суверенитета политической властью интегрирующихся стран.
История союзного строительства зафиксировала: с 2000 года выполнено 69 союзных программ. То, что сделано в сфере интеграции на сегодняшний день, уже даёт конкретную отдачу в экономике наших стран. Это зарплата, рабочие места, уровень жизни, способность государств поддержать в сложных санкционных условиях слабо защищённых в социальном плане граждан и другом. Стороны сумели наладить широкую кооперацию в самых разных областях промышленности: тракторостроении, автостроении, моторостроении, космической сфере, в развитии сотрудничества регионов...
Экономики наших стран уже довольно тесно переплетены. Россия занимает первое место по прямым инвестициям в белорусскую экономику, примерно 4 млрд долл. В Беларуси работают около 2,4 тыс. российских компаний. В СНГ Беларусь занимает первое место среди торговых партнёров России и четвёртое в мире. Можно с полным основанием говорить: флаги у нас, Беларуси и России, разные, мотор – один.
Сильнее всего польза белорусско-российской интеграции проявилась в обеспечении интересов простых людей, в решении важных социальных вопросов – гражданам Беларуси предоставляется облегчённый доступ на рынок рабочей силы России, как и россиянам в Беларуси. Это и равные права при трудоустройстве и в оплате труда, режиме рабочего времени, охране и условиях труда, при получении образования, медицинской помощи и др. 18 марта 2022 года сняты все ограничения на перемещение граждан в рамках Союзного государства. Вдумаемся: почему после распада Советского Союза самые тесные отношения сохранили Россия и Беларусь? При этом будем помнить и о том, что Беларусь в своём историческом развитии получала сильную польскую «прививку», да и литовскую. И ещё вопрос: почему после распада СССР в головах руководителей Беларуси и России мгновенно вызрела идея создания Союзного государства? Мне хорошо помнится то время. Эта идея шла снизу, из народных глубин, и получила закрепление на политическом уровне. Ответ на эти вопросы один – в сознание белорусов и россиян исторически внедрены гены духовной, цивилизационнонациональной и культурной общности, или близости – родства наших душ.
Союзное государство Беларуси и России на данном этапе своего развития представляет своеобразный тип территориальногосударственного устройства. С этой точки зрения его нельзя отнести ни к одной из известных классических форм – ни к конфедерации, ни к федерации, ни к унитарному государству. Здесь нет единого центра управления и единой денежной единицы. Нет и конституционно закреплённой надгосударственной политической и экономической власти. В мировом сообществе государств оно выделяется сильными президентами с большими полномочиями в обеих интегрирующихся странах. Если рассматривать Союзное государство не с точки зрения формы, а содержания, что намного важнее, то это интеграционное образование с реально формирующейся безбарьерной экономикой. Этот феномен в своём развитии будет постоянно привлекать к себе пристальное внимание политологов, экономистов, философов, юристов, историков и практических политиков.
Если представить его в ареале интеграции на постсоветском пространстве, то это как желток в яйце, который зреет, развивается сам и делится своей энергией с такими интеграционными объединениями, как ЕАЭС и СНГ. Программы углублённой интеграции Беларуси и России не несут никакой угрозы суверенитету наших государств, ибо не предусматривают создания каких-то наднациональных органов. Углубление интеграции ставит целью более тесное согласование стратегий экономического развития обоих государств, объединение их усилий и возможностей.
Характерно, что под воздействием глобализации формируются региональные интеграционные объединения – по сути новые формы государственных образований, вносятся существенные коррективы в содержание государственного суверенитета. На смену абсолютному суверенитету пришла тенденция самоограничения суверенитета в пользу национальных интересов. Государства стоят перед выбором – или поступиться некоторыми позициями суверенитета и обеспечить экономический рост, или считать суверенитет священной коровой и быть раздавленными колесницей глобализации.
В целом же регулятором процесса интеграции в условиях демократического развития выступают национальные интересы страны, государственный суверенитет и требования жизни.
Что касается Беларуси, то стратегическим ориентиром для неё может быть формула: «суверенитет – насколько возможно, интеграция – насколько необходимо». Причём, с учётом языковой, этнической, конфессиональной близости белорусов и россиян процесс интеграции не является чем-то необычным.
Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук", instagram, twitter, Telegram, YouTube