НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

Как могут изменить правила выгула собак на законодательном уровне, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».

Буква закона

Основной действующий для владельцев домашних животных документ – Постановление Совета Министров от 4 июня 2001 г. № 834 «Об утверждении Правил содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями). В нем содержатся и требования к выгулу собак. Они ограничены несколькими пунктами. В частности, владельцы обязаны:

  • выводить в случае надобности собак из квартир или иных изолированных помещений, а также с изолированных территорий в места общего пользования на коротком поводке и в наморднике, за исключением щенков в возрасте до трех месяцев и декоративных собак ростом до 25 сантиметров в холке, которых можно выводить на поводке без намордника;
  • производить выгул собак в местах, отведенных для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами.

При этом запрещено:

  • приводить собак, кошек в магазины, на предприятия общественного питания и бытового обслуживания населения, в школы и детские дошкольные учреждения, в общественные здания, парки, скверы, на стадионы, рынки, а также на животноводческие фермы (за исключением собак-поводырей);
  • выгуливать собак на придомовых территориях;
  • несовершеннолетним выгуливать собак потенциально опасных пород.

Слабые места

Перечисленные правила не учитывают многих нюансов, связанных с выгулом. Как следствие, даже самый сознательный собаковод де-юре может оказаться нарушителем.

Парадокс в том, что в действующем законодательстве не дается определение термина «выгул». Получается, «запретная» территория начинается сразу за крыльцом подъезда, о чем дополнительно предупреждают установленные на газонах таблички. Но, чтобы «производить выгул собак в местах, отведенных для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами», сначала нужно пройти с питомцем двор. Чем отличается такое прохождение от выгула? Нет ответа в документе.

Второй проблемный вопрос касается уборки отходов жизнедеятельности животных. Об этом в правилах говорится обтекаемо: владельцы собак обязаны «не допускать загрязнения этими животными общедоступных мест». В аналогичном документе, действовавшем в столице и утвержденном решением Мингорсовета от 24.10.2001 г. № 209, имелась более конкретная формулировка: владельцы должны «при выгуле собак иметь при себе совок и полиэтиленовый мешок для своевременной утилизации собачьих экскрементов». Была закреплена и обязанность «обеспечивать безопасность людей». Это решение отменили в 2010 г.

В проекте

Рассмотрим, что нового в части выгула содержится в законопроекте «Об ответственном обращении с животными», который 11 октября был принят в первом чтении депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва на заседании десятой сессии и после этого вынесен на общественное обсуждение.

Прежде всего отметим, что в законопроекте приводятся целых два определения термина «выгул». Первое: «Выгул животного – это временное нахождение животного в присутствии его владельца на открытом воздухе вне места постоянного нахождения животного в целях удовлетворения его физиологических потребностей». Второе: «Свободный выгул собак – выгул собак без поводка и намордника».

В первом же пункте соответствующей статьи подчеркивается: «выгул животных должен осуществляться при условии обеспечения владельцем безопасности других животных и физических лиц, а также защиты имущества юридических и (или) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственного имущества от нанесения вреда». При этом выгуливать питомца можно на территории населенных пунктов, на которой законодательно не запрещено находиться с животными.

Вместе с тем запрещен выгул на детских площадках и в других общественных местах и объектах (за исключением случаев проведения выставок, спортивных соревнований с участием животных или выполнения должностными лицами государственных органов служебных обязанностей со служебными животными), в которых актами законодательства или по решению владельца объекта нельзя находиться с животными.

Свободный выгул собак допускается как за пределами населенных пунктов, так и на их территории на площадках либо других специально отведенных местах при обеспечении безопасности, а также на огороженных придомовых территориях одноквартирных жилых домов.

Конкретизировано, кому не разрешается выгуливать животных: физическим лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Стоит обратить внимание на следующий пункт: «допускается выгул собак в возрасте до шести месяцев и собак ростом в холке до сорока сантиметров на поводке без намордника» (в ныне действующих правилах такое послабление предусмотрено для щенков в возрасте до трех месяцев и декоративных собак ростом до 25 сантиметров в холке).

Более подробно в законопроекте прописаны правила поведения владельцев, касающиеся санитарии. Так, они должны «не допускать загрязнения экскрементами животного вспомогательных помещений жилых домов и придомовой территории, помещений общественных зданий, общественных мест, а также купания животного в местах массового отдыха физических лиц». А также «иметь при себе во время нахождения с животным вне мест его постоянного нахождения средства для уборки экскрементов животного и незамедлительно производить эту уборку».

Присоединяясь к обсуждению

В проекте Закона «Об ответственном обращении с животными» правила выгула собак изложены более детально. Исключен дискуссионный пункт о запрете выгула во дворах. В то же время определение термина «выгул» (временное нахождение животного в присутствии его владельца на открытом воздухе вне места постоянного нахождения животного в целях удовлетворения его физиологических потребностей), наверное, нуждается в уточнении. Судя по формулировке, является ли выгулом нахождение владельца с питомцем вне места его содержания – зависит от целей, которые преследует владелец, а не от конкретных действий. Отсюда следует: контролирующие органы (ЖКХ, милиция) могут определить, что осуществляется именно выгул, а не, например, прогулка с собакой в магазин, только узнав у владельца эти самые цели. Если он ответит: «Для удовлетворения физиологических потребностей собаки» — значит, это выгул. А если скажет: «Мы вышли сделать селфи на фоне падающих листьев» – тогда как уполномоченным лицам реагировать на возможные нарушения правил выгула?

Кроме того, физиологические потребности домашнего животного – понятие широкое. Частично они перечислены в статье законопроекта, касающейся общих требования к обращению с животными. Там говорится: «Условия содержания животных должны удовлетворять их потребности в пище, воде, воздухе, свете, отдыхе, движении и иные физиологические потребности». Применительно к выгулу, очевидно, речь идет о таких потребностях, как дефекация и двигательная активность питомца. Какие меры должен предпринимать владелец в части этих потребностей животного (убирать за ним экскременты, держать пса на поводке и т. д.), прописано в других пунктах. Поэтому, возможно, концовку определения слова «выгул», где говорится о целях, стоит исключить. Вышел с собакой из подъезда – будь добр, соблюдай правила выгула независимо от намерений дальнейшего променада.

Справочно

Законопроект «Об ответственном обращении с животными» содержит немало новаций, направленных на совершенствование правового регулирования этой сферы, повышение ответственности владельцев, закрепление принципов гуманного отношения к животным. Предлагаемые изменения касаются содержания питомцев и снятия ограничений по их количеству в одной квартире при создании благоприятных условий. За жестокое обращение предусмотрены меры вплоть до изъятия животного и лишения права собственности на него. Вводятся новые термины – «Собака, требующая особой ответственности владельца», «Опасная собака» – и создаются механизмы, которые смогут обезопасить общество от таких животных. Отдельные положения законопроекта посвящены волонтерской помощи; обращению с животными-компаньонами, служебными, лабораторными, используемыми в культурной деятельности; регистрации, учету, умерщвлению животных; регулированию численности безнадзорных животных; сделкам с животными; деятельности пунктов содержания, приютов и гостиниц для животных.

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники""Фейсбук"instagramtwitterTelegramYouTube