НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

Карикатура Юрия Ермоленко

В конце прошлого года интернет облетела новость: гомельчанин выдумал преступление, чтобы не идти на работу. Вызвал милицию и рассказал, что у него похитили золотые изделия. На какие ухищрения идут жители области, чтобы не выполнять трудовые обязанности, и в каких случаях отсутствие на рабочем месте признают законным, рассказывает «Гомельская праўда».

Срочно выкопать картошку

Утром 8 декабря прошлого года в ОВД администрации Новобелицкого района поступило сообщение от 50-летнего гомельчанина. Мол, из его квартиры кто-то украл золотые изделия. Оперативники прибыли по указанному адресу. По информации УВД облисполкома, в помещении был полный беспорядок, вещи валялись на полу. Мужчина сказал, что живет один и не знает, кто мог позариться на золото. Сыщики стали проверять разные версии совершения преступления. Вскоре вырисовалась картина происшествия. Сначала горожанин позвонил своему руководству и заявил, что его обокрали. И только через два часа сообщил об этом в правоохранительные органы. Хотя изначально сказал сотрудникам милиции, что обратился за помощью сразу, как только пришел домой.

Когда «потерпевшему» указали на нестыковки во времени, он тут же сознался, что кражу инсценировал. Сам разбросал вещи по квартире, а золотые изделия спрятал в туалете. Пояснил, что боялся идти на работу пьяным, а трудится, к слову, сантехником в медицинском учреждении.

В итоге гомельчанина привлекли к административной ответственности по статье 19.6 КоАП Беларуси (заведомо ложное сообщение о преступлении) и назначили штраф в размере четырех базовых величин, рассказал официальный представитель УВД облисполкома Виталий Пристромов.

В областном управлении Департамента государственной инспекции труда отметили, что далеко не все граждане добросовестно и в установленном законом порядке обращаются к руководству за освобождением от работы.

– Сотрудник одной из организаций аргументировал нанимателю свое отсутствие срочной необходимостью выкопать картошку, – приводит пример заместитель начальника управления – начальник отдела надзора за соблюдением законодательства о труде Анастасия Матюк. – Нередко люди симулируют плохое самочувствие, чтобы получить больничный, либо утверждают, что целый день сидели в очереди к врачу, но так и не попали к нему.

Бывает, что и до поликлиники дело не доходит. Работник, который должен был выйти на смену в субботу, позвонил начальнику и сказал, что плохо себя чувствует. Руководитель отметил, что нужно обратиться к врачу и получить справку или листок нетрудоспособности. Но гражданин на это не отреагировал, а в понедельник вышел на работу и утверждал в отделе кадров, что считает свое отсутствие законным, так как предупредил начальника.

А некоторые даже не связываются с нанимателем. Так поступил и сотрудник одной из гомельских организаций, который не был на рабочем месте три дня. Утверждал, что на выходные ездил в другой город. По пути домой в воскресенье вечером его машина сломалась. Не желая опаздывать утром на работу, он сел на поезд, но не обратил внимания, что купил билет не в том направлении. Когда понял это, выходить было уже поздно. На конечную станцию в Гродно прибыл в понедельник, уехать смог только на следующий день вечером. В Гомель прибыл утром в среду, но был таким уставшим, что не смог выйти на работу. На вопрос, почему он в течение трех дней не связался с нанимателем и не сообщил о причинах своего отсутствия, ответил просто: «Телефон разрядился, а зарядить не было возможности».

– Встречаются и более изобретательные граждане, – отмечает Анастасия Матюк. – В марте прошлого года в областное управление Департамента государственной инспекции труда поступила жалоба гражданина в отношении организации, на работу в которой он больше месяца не выходил. Мужчина просил помочь ему уволиться, так как он опасается физической расправы со стороны директора. Сотрудник утверждал, что долгое время работал в организации без оплаты труда. Когда обратился к директору с требованием выплатить зарплату, тот закрылся с ним в своем кабинете, надел боксерские перчатки, избил его и приказал идти работать.

Однако при рассмотрении обращения установлено, что сотрудник не обращался для снятия побоев в учреждение здравоохранения, а зарплата систематически перечислялась ему на карт-счет.

Трудиться не привыкли

Бывает, от работы уклоняются лица, обязанные по Декрету № 18, – родители, которые в определенных законом случаях должны возмещать расходы по содержанию их детей. Часто это люди, которые вернулись из мест лишения свободы или ЛТП. Свое нежелание трудиться обосновывают по-разному. Например, воротят нос от предлагаемых вакансий: не хотят быть дворниками или уборщиками. Хотя для лучших вариантов не имеют нужной квалификации. Или пытаются открыть больничный.

– Еще могут сказать, что поехали навестить детей, которые находятся под опекой в другом районе. Связываемся с нанимателем и выясняем, что человек никуда не поехал. Вчера ему выдали зарплату, соответственно, злоупотреблял спиртным, – рассказывает старший инспектор ИДН ОВД администрации Железнодорожного района Гомеля Наталья Слепцова. – Такие люди обычно привыкли не работать. Хотя некоторые после привлечения к ответственности все-таки стараются исправиться: проходят лечение и начинают трудиться.

Как рассказал первый заместитель начальника УВД обл­исполкома Анатолий Васильев, обязанных по Декрету № 18 лиц за уклонение от труда могут привлечь к административной ответственности по статье 10.20 КоАП (уклонение родителей от трудоустройства по судебному постановлению либо работы). За прошлый год на Гомельщине составили 3023 административных протокола в отношении обязанных лиц.

Если за три месяца накапливается больше десяти прогулов, появляется основание привлечь к ответственности по статье 174 Уголовного кодекса Беларуси (уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении). В 2021-м по этой статье в нашей области возбуждено 347 уголовных дел в отношении обязанных лиц.

Правда доказуема

Что касается обычных граждан, то за прогул их могут привлечь к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Прогулом считается отсутствие без уважительных причин более трех часов непрерывно или суммарно в течение дня.

Сотрудник одной из организаций Гомельщины не вышел на работу, утверждая, что у него умерла бабушка. Директор, зная о тяжелом материальном положении работника, созвонился с его супругой и предложил помощь в организации похорон. В разговоре с женщиной директор узнал, что бабушка жива и здорова, а сотрудник не пришел по причине алкогольного опьянения. Его привлекли к дисциплинарной ответственности за прогул.

По словам Анастасии Матюк, нанимателям следует помнить, что в совершении прогула всегда должна быть вина работника, то есть он прогулял осознанно. Потому что иногда люди вынуждены отсутствовать по объективным причинам. Например, при срочной госпитализации родственника, дорожно-транс­портном происшествии, если залили квартиру и нужно участвовать в составлении документов. Эти причины суд может признать уважительными, поэтому в подобных ситуациях нанимателю нецелесообразно увольнять за прогул.

Такое уже случалось в нашей области. Работница позвонила руководителю и предупредила об опоздании в связи с тем, что попала в ДТП. На следующий день, не поверив в эту историю, наниматель уведомил сотрудницу об увольнении за прогул, так как она отсутствовала более трех часов. На судебном заседании были представлены документы, подтверждающие, что в указанное время девушка действительно не могла прийти, так как попала в ДТП и присутствовала при составлении административных документов. Суд восстановил ее на работе.

В правдивости слов сотрудника всегда можно убедиться, запросив соответствующую справку, акт, протокол в государственной организации или у самого работника.

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники""Фейсбук", instagramtwitterTelegram