Новый Указ № 357 «О пустующих и ветхих домах», подписанный Президентом Беларуси в сентябре 2018 года, вступил в силу, отменив действие предыдущего указа № 100. Какие же приняты новые меры по решению проблемы пустующих и ветхих домов? Что нужно знать владельцам и наследникам таких домов, чтобы их не лишиться?
Помочь разобраться с этими и другими вопросами мы попросили начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства райисполкома Михаила ВАБИЩЕВИЧА.
– Михаил Дмитриевич, в чём разница между пустующими домами и ветхими и кто признаёт их таковыми?
– Пустующие — дома, в которых на протяжении 3 лет никто не проживал ни дня (раньше – не меньше месяца) и чьи владельцы не предоставили в сельисполком уведомления о намерении как-то использовать дом. Кстати, информация о выявленных пустующих домах размещается в СМИ и на сайте райисполкома. Ветхие — аварийные и грозящие обвалом дома, где в течение одного года никто не живёт и владельцы не принимают меры по их восстановлению либо сносу. Чтобы признать дом пустующим или ветхим, его обследует комиссия, которая и принимает решение. По новому указу «искать» ветхие и пустующие дома будут не только в деревнях, но и в городе. Учёт и регистрацию таких строений на селе будет осуществлять отдел ЖКХ райисполкома, а в городе – отдел архитектуры и строительства. Указ касается только жилых домов, находящихся в населённых пунктах, сюда не относятся дачные домики, возведённые в садоводческих товариществах.
– Как собственники или наследники могут подать уведомление о намерении использовать дом?
– Собственники, которые не хотят, чтобы их пустующий дом продали на аукционе или отдали под снос, должны будут подать заявление о намерении использовать жилой дом для проживания в местный исполком. Сделать это можно не только лично, но и любым доступным способом – обычным письмом, по электронной почте, факсу. Такое уведомление может подать не только собственник, но и другие лица, имеющие право владения и пользования жилым домом, при предоставлении подтверждающих документов. При этом владелец дома должен указать, что обязуется содержать земельный участок в надлежащем состоянии.
– Каким образом будет осуществляться продажа таких домов после того, как будут проинформированы их владельцы или собственники, если таковые будут установлены?
– После того как информацию о доме опубликуют в СМИ и она «провисит» на сайте исполкома месяц, а владельцы не объявятся, дом в течение 15 дней комиссией должен быть включён в реестр пустующих. И не менее чем через 2 месяца сведения о нём должны поступить в суд, который признает дом и участок собственностью исполкома. После суда у исполкома будет 30 дней, чтобы определиться, сносить дом или продавать. Если пустующий дом будет продаваться не на аукционе, об этом будет объявление в СМИ и на сайте райисполкома. Если в течение 30 дней появится несколько покупателей, то состоится аукцион. На нём дом выставят по рыночной цене. Если не найдётся желающих, цену каждый месяц будут снижать на 20, 50, 80%.
Так же и с ветхими: в течение месяца хозяина уведомят о необходимости восстановления или сноса в течение года или в течение 6 месяцев получения разрешения на реконструкцию. Если владелец не откликается, дом вносят в реестр ветхих домов. Если и через год хозяин не заявляет о себе, значит, он отказывается от права собственности. Если собственник отказывается от сноса, то решение принимает суд. Продавать ветхий дом будут так же, как и пустующий.
– А если появится покупатель земельного участка, на котором расположен ветхий дом? Он может его приобрести?
– Я думаю, в управлении землеустройства об этом расскажут подробно, если нужно, но указом предусматривается возможность предоставления исполкомом земельного участка без выкупа пустующего или ветхого дома, на котором он расположен, но при условии самостоятельного сноса такого дома либо финансирования подобных работ.
– Сокращение количества бесхозных и аварийных домов на Жлобинщине ведётся не один год. Для их выявления раз в полгода выезжает комиссия, находит владельца, извещает его. Если же собственник не предпринимает никаких мер, исполком обращается в суд. А если найдётся владелец?
– В новом указе прописан механизм возможного возврата собственнику пустующего либо ветхого жилого дома, уже переданного в коммунальную собственность. Если собственник не подал уведомление в исполком и у него были на это уважительные причины, не известные местному исполкому, то этот дом должен быть ему возвращён, но только по решению суда. Собственнику вернут сумму, за которую был продан дом, но не больше, чем его оценили изначально, за вычетом расходов на аукцион. И опять же, земли, на которых находится ветхий дом, подлежащий сносу, могут быть переданы исполкомом новому землепользователю при условии, что он осуществит снос за свой счёт либо оплатит этот снос. Снести дом новый собственник должен не более чем за 30 дней. Кстати, ветхий дом до суда собственник может и сам продать, главное — успеть найти покупателя.
Анна ШМИГИРЁВА.
Материал опубликован в газете "Новы дзень" №5 от 22 января 2019 года
Чтобы быть в курсе событий, регистрируйтесь в наших группах:
Наша группа в социальной сети "ВКонтакте" - "С новым днём, Жлобин!
Наша группа в социальной сети "Одноклассники" - "С новым днём, Жлобин!"
Читайте ndsmi.by в "Одноклассниках"
Читайте ndsmi.by в "Контакте"
Читайте ndsmi.by в "Фейсбуке"
Читайте ndsmi.by в "twitter"
Наш канал на YouTube