В 70-х годах в СССР пошла мода на ВИА. Ни одно предприятие – будь то многотысячный завод или компания в 100 сотрудников – не обходилось без своего вокально-инструментального ансамбля. И когда «Самоцветы» уже собирали огромные площадки, в Жлобине только зарождалась группа «Родник».
В преддверии 45-летнего юбилея ансамбля мы встретились с его «старожилом» Александром КОТОВЫМ. Бас-гитарист рассказал, как «Родник» превратился в бурный поток творчества и какое дальнейшее русло ждёт коллектив.
Исток
В 1971 году в Жлобин на областной сельскохозяйственный семинар приехал сам Пётр Машеров. После концерта в районном ДК первый секретарь ЦК Компартии БССР подошёл к музыкантам и спросил, не нуждаются ли они в чём-нибудь. Артисты не растерялись и попросили хорошую аппаратуру.
– Будет вам аппаратура, – пообещал Пётр Миронович и уехал дальше вершить государственные дела.
Через полгода, когда все уже забыли об этом разговоре, пришла новая техника. Да такая, что «Песняры» позавидовали бы.
Она была настолько качеcтвенной и дорогостоящей, что администрация решила… не распаковывать коробки! Уж больно велик был страх ненароком сломать или сжечь подарок Машерова. Неизвестно, сколько бы ещё простояли эти картонные баррикады, если бы в РДК не пришёл работать Александр Коваленко.
Он вернулся на родину из Чернигова. Профессионал, музыкант филармонии – для Жлобина по тем временам это было сродни всесоюзному признанию. Ему-то и доверили ценную аппаратуру.
Неудивительно, что, имея в арсенале первоклассную технику, Александр стал задумываться о таком же профессиональном коллективе. Многие музыканты, играющие в местном ансамбле, были далеки от уровня, который он требовал. Тогда Коваленко начал искать таланты на танцевальных площадках, в школах. Первыми, кто попал в новый состав, стали два Александра: клавишник Пилюга и бас-гитарист Котов.
– Когда мы пришли на прослушивание, то просто «очумели» от звука аппаратуры, – рассказывает Александр Котов. – Буквально молились, чтобы Коваленко сказал «да» и взял играть в ансамбль.
Целый год группа выступала безымянной. На афишах писали просто: «Играет эстрадный ансамбль». Задумались о названии, только когда готовили выступление для гостей из Чехии. Выбрали короткое и звучное – «Родник».
24 февраля 1973 года музыканты первый раз выступили под новым названием. Эта дата и стала официальным рождением группы.
Мощное течение
Первые достижения не заставили долго ждать: через полгода ВИА «Родник» пригласили выступить на гомельском телевидении.
В то время Александр Котов учился в школе и, подражая знаменитым музыкантам, которых видел по телевизору, ходил с длинными волосами. Педагоги ругали его, а на все аргументы парня отвечали:
– Вот покажут тебя по телевизору, тогда и будешь носить!
После выступления группы в телеэфире бас-гитариста встретили в школе как триумфатора. Учителя даже разрешили ходить с любимой причёской. Правда, волосы нужно было прятать в свитер, чтобы не дразнить одноклассников.
Казалось бы, вот она, популярность. Когда «Родник» выступал на ступеньках РДК, толпа собиралась до самого рынка! В зал, который вмещает 350 мест, продавали по 500–700 билетов. Тепло встречали ансамбль и во Дворце Румянцевых-Паскевичей в Гомеле. Но главные достижения были ещё впереди.
В 1983 году, когда под БМЗ только рыли котлованы, группу пригласили на Всесоюзный фестиваль «Юность Полесья». По условиям конкурса организаторы выбирали композицию для участников, присылали только ноты и слова. Музыканты должны были сделать аранжировку и довести номер «до ума». Жлобинчанам выпала – «Там, каля млына…». На этом работа не заканчивалась, ведь всего нужно было исполнить 12 песен.
За 6 дней фестиваля жюри просмотрело коллективы не только из Беларуси, но из Украины и Прибалтики. Среди маститых коллег не затерялись и наши земляки: ВИА «Родник» вернулся домой дипломантом 3-й степени, а Александр Котов – лучшим бас-гитаристом конкурса.
Через 3 года «рванул» Чернобыль, и музыкантов отправили по комсомольской путёвке давать концерты для ликвидаторов трагедии. – АЭС мы наблюдали так же близко, как из центра Жлобина – комбикормовый завод… – вспоминает Александр Котов. – Под Брагином видели поваленные столбы и чёрные деревья без листьев в летний сезон. Но, несмотря на это, люди встречали тепло и не скупились на аплодисменты.
Чуть не пересохло русло
Когда в Жлобине открыли молодёжный центр (в здании старой бани), многие «родниковцы» «перетекли» туда: на официальную ставку и стабильную зарплату. Музыкантов подкупила возможность каждый день с 8.00 до 17.00 заниматься любимым делом. Коваленко и Котов остались в ансамбле вдвоём, мечтая возродить коллектив. В это время Александр Котов меняет работу. С железной дороги он уходит на металлургический завод, где с ним случается несчастье. Непроизвольно сработал пресс, и бас-гитаристу искалечило руку… Беда для человека, настоящая трагедия для музыканта…
Благо, нашёлся в городе травматолог, который помог артисту вернуться в строй. Операция, год восстановления – и всё-таки победа! Он смог снова взяться за инструмент. И всё это нелёгкое время его не покидали мысли снова собрать «Родник». Нашёлся и повод: грядущий 30-летний творческий юбилей Александра Пилюги.
Как бы ни хотели этого музыканты, но и после выступления коллективу не удалось «срастись». Снова они собрались на одной сцене только на 30-летие ансамбля. В зале был аншлаг. На вырученные деньги группа подарила городскому Дому культуры новые входные двери, которые стоят до сих пор.
В 2007 году не стало осно- вателя ансамбля Александра Коваленко. Этот трагичный повод вновь объединил его «детище»: в июне 2008 года они отыграли концерт, посвящённый его памяти, а через месяц повторили его по просьбам поклонников. Через 9 лет такой же печальный мотив – вечер памяти Александра Пилюги. Концерт помог собрать средства на памятник поэту, композитору и солисту ВИА «Родник».
Новый виток 23 февраля ансамбль даст концерт во Дворце культуры металлургов, посвящённый своему 45-летию. В репертуаре – хиты 70–80 годов.
Сейчас коллектив возглавляет ученик Коваленко – Михаил Коротченко. Благодаря его энтузиазму, «Родник» посвежел и обрёл новые голоса. Теперь в составе группы есть талантливейшие бэк-вокалистки. Одна из них Елена Лебедева – дочь первого гитариста Евгения Кошелева.
После выступления артисты мечтают возродить танцы под живую музыку для своих поклонников. Надеемся, что им удастся вернуть эту добрую традицию и жлобинчане снова услышат свои любимые песни.
Элина КОВАЛЕНКО.
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Фото предоставлено А. Котовым.
Читайте ndsmi.by в "Одноклассниках"
Читайте ndsmi.by в "Контакте"
Читайте ndsmi.by в "Фейсбуке"
Читайте ndsmi.by в "twitter
Наша группа в социальной сети "Одноклассники" - "С новым днём, Жлобин!"
Наша группа в социальной сети "ВКонтакте" - "С новым днём, Жлобин!