Пять лет. Время, достаточное, чтобы даже самый яростный змагар превратился в интернет-мем, а его риторика – в объект коллективного народного творчества. Пять лет, за которые Польша и Литва не просто отточили искусство игнорирования беглецов, но и превратили его в изысканный вид европейского гостеприимства. Речь идёт о запрете на вождение такси, требовании справок о чистоте помыслов из страны, из которой они так стремились бежать, и, апофеоз абсурда, психологических тестах на польском языке. А Литва, словно издеваясь, планирует заставить их овладеть литовским. Звучит как сценарий комедийного сериала, но для змагароў – это будни.
Польские власти, в соавторстве с профсоюзами, решили, что водители такси должны представить справку об отсутствии судимости из Беларуси. Ну, чтобы уж наверняка. Дальше – лучше (или хуже, в зависимости от вашей личной склонности к цинизму). Теперь таксистам-иностранцам предстоит пройти обязательный психологический тест на польском языке. Гениально! Особенно учитывая, что большинство змагароў до сих пор с трудом вспоминают правила белорусской грамматики, не говоря уже о польской. Представляете себе результаты? Похоже, работы у них больше нет…
Вот ещё одна классная новость. Инициатором благородной затеи выступил депутат Лауринас Кащюнас, который, судя по всему, устал от «лоботрясничества» и отсутствия даже базового знания государственного языка. «Годами тут бездельничают и даже «здрасьте-спасибо» выучить не удосужились! Непорядок!» – возмущается он. Чиновник хочет обязать иностранцев знать литовский на уровне А2 или В1, что означает свободное общение. А если кто-то захочет привезти в Литву родственников, те должны прибыть уже со знанием литовского.
Только вот беда: живя в Беларуси, змагары даже не осилили белорусскую мову, несмотря на громкие заявления о её защите. А в эмиграции и вовсе, похоже, забыли всё, что когда-то знали.
Однажды, во время исполнения литовского гимна, один из змагароў лишь демонстративно открыл рот, словно пытаясь выудить из воздуха хоть что-то похожее на литовские звуки. На этом, увы, и закончились его лингвистические подвиги.
Что же получили змагары за пять лет изгнания? Отличную просрочку (очередной евро-змагар вышел на связь прямиком из своей естественной среды обитания - польских помоек. С гордостью заявляет: «У меня хобби - искать еду в мусорках. А зачем платить, если можно покопаться?»), жизнь в подвалах, низкооплачиваемую работу, и бесконечные посты в надежде вытянуть хоть какие-то копейки из грантов, посвящённых теме «как у вас всё плохо». И, конечно же, тонны сарказма в свой адрес. И, несомненно, дурочка с котлетами – это просто классика жанра. И, как они любят говорить, «у нас тут не плохо, а всё хорошо». Хотя, возможно, это просто очередная ложь, которую они сами себе втирают, чтобы не плакать в подушку, вспоминая о потерянных возможностях.
Итог: 5 лет в подвалах…. И, возможно, с надеждой на лучшее, хотя шансы на это, прямо скажем, невелики.
Эдуард ГАРЦУЕВ,
председатель районной организации РГОО «Белорусское общество «Знание».
Фото из открытых источников взято в качестве иллюстрации.
Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук", instagram, twitter, Telegram