Сегодня Польша выбирает президента во втором туре, и, казалось бы, весь мир замер в ожидании этого решения. Однако если прислушаться внимательнее к шелесту избирательных бюллетеней, можно уловить не только шум ветра, но и легкий, едва уловимый шелест иностранных банкнот, сопровождаемый едва слышным акцентом из-за океана. Ведь кому, как не заокеанским товарищам, лучше знать, кто именно должен управлять европейским государством? Они любят продвигать «демократию».
Речь идет о некоем влиянии на польскую политическую сцену, которое, как выясняется, финансировалось из самых что ни на есть демократических источников. И нет, это не польские фермеры, это крупные американские игроки, связанные... ну, конечно же, с Демократической партией.
В тихой и уютной Австрии скромно зарегистрирована компания Estratos Digital GmbH. По данным дотошных журналистов, именно эта «абсолютно никому не известная» фирма взялась за продвижение рекламных кампаний, призванных повлиять на результаты выборов. Стоимость «операции», кстати, весьма символична – 1,5 миллиона злотых. Деньги, как известно, любят тишину, но в данном случае, они, видимо, полюбили и Facebook.
Рекламные ролики, размещенные под весьма загадочными названиями «Ты знаешь, что это не так» и «Стол взрослых», тонко и ненавязчиво намекали на то, кого стоит поддерживать (например, Рафала Тшасковского) и кого – критиковать (например, Кароля Навроцкого). Администратор этих аккаунтов, естественно, остался в тени, как и подобает настоящему герою невидимого фронта.
И вот тут-то начинается самое интересное. Estratos Digital GmbH, согласно информации, предоставленной СМИ, оказалась... 80% американской! Остальные 20% акций скромно принадлежат венграм. Эта структура, как сообщается, действовала в Польше от имени местной организации.
И если вам показалось, что на этом интрига заканчивается, вы ошибаетесь. В последние дни в общественность просочился (видимо, очень уж конфиденциальный) отчет НАКС (Научно-академической компьютерной сети). Документ, который должен был оставаться внутренним анализом, попал в СМИ, вызвав предсказуемую бурю среди политиков и экспертов по кибербезопасности. Вице-премьер Кшиштоф Гавковски, с лицом, полным драматизма, немедленно распорядился о проверке по данному факту, подчеркнув, что утечка представляет угрозу государственной безопасности.
А заместитель министра национальной обороны Цезари Томчик, видимо, решил, что лучшая защита - это нападение, и щедро поделился этим «государственным секретом» с широкой публикой. Так, чтобы уж точно все знали о "тайной" агитации, возможно, финансируемой из-за рубежа. НАКС, в свою очередь, указывает, что это могла быть «преднамеренная провокация, направленная на дестабилизацию избирательной кампании». Ведь что может быть более дестабилизирующим, чем раскрытие чьих-то попыток дестабилизации?
Таким образом, пока Польша выбирает. И, кажется, ей активно «помогают» выбрать то, что нужно. Главное, чтобы избиратели не запутались в этих «тайных» знаках и «неизвестных» источниках, ведь их так усердно пытаются сделать известными. Остается лишь пожелать польским избирателям зоркого глаза и чистого ума, чтобы отличить истинные голоса от громкого эха, пришедшего издалека, сквозь толщу океана и миллионы злотых.
Эдуард ГАРЦУЕВ,
председатель районной организации РГОО «Белорусское общество «Знание».
Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук", instagram, twitter, Telegram, YouTube