С начала сентября в Беларуси вступают в силу важные изменения Правил дорожного движения. Они касаются в первую очередь велосипедистов и владельцев средств персональной мобильности. Об этом 6 августа рассказал журналистам начальник главного управления ГАИ МВД Виктор Ротченков, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Опасная статистика и причина изменений
По словам главы ГАИ, за последние два года в стране зарегистрировано около 900 ДТП с участием велосипедистов и владельцев СПМ. Пик пришелся на 2024 год — тогда количество таких аварий выросло сразу на 80 %. Ситуация остается напряженной и в 2025-м: за первое полугодие рост составил еще 30 %, трое человек погибли.
— В большинстве случаев трагедии происходят на пешеходных переходах, — подчеркнул В. Ротченков. — При этом виновниками нередко оказываются не водители автомобилей, а сами велосипедисты или пользователи электросамокатов.
В связи с этим и был подготовлен пакет изменений, закрепленный в Указе Президента № 295. Новый документ направлен на то, чтобы упорядочить использование СПМ и повысить безопасность на дорогах.
Что изменится для пользователей СПМ
Теперь средства персональной мобильности получили четкое определение. К ним относятся устройства с электродвигателем, без сиденья, предназначенные для одного человека и конструктивно не способные двигаться быстрее 25 км/ч.
Скорость — ключевой параметр. Если устройство способно двигаться быстрее 25 км/ч, оно уже может относиться к мопедам и мотоциклам и подлежит регистрации.
Переходный период будет действовать до 1 сентября 2026 года. Владельцы таких средств передвижения смогут пройти упрощенную регистрацию: достаточно представить СПМ в аккредитованную лабораторию, где оно пройдет оценку соответствия. При положительном результате будет выдан электронный паспорт. Даже если у человека нет документов о покупке, он сможет зарегистрировать устройство. После назначенного срока регистрация станет обязательной для всех новых СПМ с высокой скоростью.
Тем, кто не хочет регистрировать, предложили альтернативу.
— Такие средства можно будет использовать, но только на участках дорог без усовершенствованного покрытия, — объяснил спикер. — И здесь важно понимать: речь идет не о гравийном покрытии. Это относится к закрытым участкам вблизи лесопосадки.
Также вводится ряд ограничений для передвижения в населенных пунктах. Максимальная разрешенная скорость для СПМ — 10 км/ч. Пользоваться такими устройствами в пешеходных зонах запрещено. А по тротуарам можно ездить, если вес СПМ не превышает 35 кг.
Изменились правила пересечения проезжей части. Пользователи СПМ и велосипедисты обязаны спешиваться на пешеходных переходах. Исключение — если переход оборудован велосветофором. Также спешиваться не нужно при пересечении регулируемых перекрестков по велосипедным переездам и при движении по обочинам или тротуарам, при этом уступая дорогу другим транспортным средствам.
Также появилось новое техническое определение механического транспортного средства. Под него попадают модели, имеющие сиденье, весом более 35 кг, способные развивать скорость свыше 25 км/ч. Если не соблюдается хотя бы один из этих параметров, устройство не требует наличия водительской категории.
Прочие изменения: жилые зоны, мотоблоки и шины
На законодательном уровне закреплен статус садоводческих товариществ как жилых зон. Это значит, что на таких территориях пешеходы, велосипедисты и пользователи СПМ получают приоритет перед автомобилями.
Кроме того, уточнены правила использования мотоблоков. Теперь передвижение на них разрешено днем, с прицепом — на определенных участках сельских дорог, при соблюдении требований безопасности.
Из других изменений: в правилах появилось разрешение на использование шторок и тонировки на задних и боковых стеклах автомобилей. Однако передние стекла по-прежнему остаются под особым контролем.
Также в зимний период будет запрещено использовать всесезонные шины.
Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук", instagram, twitter, Telegram