НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

Проект «НД»: «Имя на Аллее Героев»

Сюжет кинофильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» и сам образ его главного героя – гвардии капитана Титаренко, он же Маэстро, имеет много совпадений с эпизодами боевой биографии Героя Советского Союза, уроженца Жлобинщины капитана Михаила Быкова. Ведь полюбившаяся всем лента – это честный рассказ о войне и о людях, добывших в ней Победу, и основан он на подлинных событиях Великой Отечественной. Так же, как и командир «поющей» эскадрильи, наш земляк не раз был ранен, трижды сбит, но чудом выжил в беспощадном пламени…

Пусть лётная трудна работа…

Капитан Михаил Быков – лётчик-штурмовик, командир эскадрильи 571-го штурмового авиационного Остропольского ордена Богдана Хмельницкого полка, которому «достались» самые тяжёлые бои Великой Отечественной: под Ржевом и Вязьмой, на Курской дуге и Украине, в Чехословакии и Германии.

А родился Михаил Семёнович в 1922 году в Жлобине в простой рабочей семье. До войны трудился слесарем на автобазе, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

В действующей армии младший сержант Быков – с июня 41-го. На его счету 174 личных боевых вылета. Подбил и сжёг свыше 50 танков, 200 автомашин, 150 повозок с грузами, 20 орудий полевой артиллерии, уничтожил 12 самолётов, взорвал 12 складов с боеприпасами, разрушил до 1200 метров железнодорожного полотна. Мастерски провёл 9 воздушных боёв с численно превосходящими силами противника, в которых лично сбил 3 вражеских истребителя. Трижды был сбит сам. Эскадрилья под его командованием провела 1625 боевых вылетов. Подвиги советских лётчиков в те годы назывались просто: боевая лётная работа.

С дырой, но всё же посадил

Долгое время воевать приходилось на одноместном самолёте Ил-2, зачастую в условиях плохой видимости, дождя, пурги, густой дымки. Требовались исключительное мужество, отличная техника пилотирования, чтобы отражать атаки вражеских истребителей. В армии называли этот советский штурмовик «крылатым танком», а солдаты вермахта – «чёрной смертью».

В июне 1942 года 571-й авиационный полк вёл напряжённую боевую работу по выводу из окружения 1-го гвардейского кавалерийского корпуса. В составе шестёрки «крылатых танков» Михаил летал для удара по войскам противника, окружившим корпус. Несмотря на огонь зениток, в один из вылетов молодой пилот уничтожил 2 танка, 3 автомашины, разогнал до батальона пехоты. Вражеские зенитки изрешетили его самолёт, вывели из строя управление, повредили киль и фюзеляж. С полутораметровой дырой в плоскости он всё же посадил машину на свой аэродром. При посадке она рассыпалась на части.

Над ними «мессеры» кружили…

Это было на Ржевском направлении. На его звено напало 9 фашистских истребителей. Бой был неравным – враги наседали, Михаил был ранен в руку и ногу, но продолжал сражаться. Когда один «мессер» зашёл сбоку, Быков удачным маневром поймал его в прицел, и… пулемётная очередь командира эскадрильи оказалась для пилота люфтваффе роковой. Напрягая последние силы, Быков перетянул линию фронта и упал в лесу. Пехотинцы вытащили его без сознания из обломков самолёта. А уже через 10 дней он вернулся в строй.

Снова довелось смотреть смерти в глаза 5 августа 1942 года. В составе шестёрки Ил-2 Михаил вылетел в район дороги Вязьма-Гжатск для разгрома подходящих резервов противника, рвавшегося к Москве. На подходе к цели лётчики обнаружили автоколонну – около 220 автомашин длиной 15 километров. Шестёрка зашла с хвоста колонны и подожгла до 50 машин. В воздушном бою самолёт Быкова загорелся, но он сумел, маневрируя, сбить пламя и сесть недалеко от своего аэродрома.

В 1944-м, участвуя в боях за освобождение Украины, отважный лётчик искусно водил в бой группы от 12 до 18 самолётов, показывая в небе образцы мужества и героизма. А после возвращения на аэродром проводил разбор полётов, как и киногерой Маэстро, передавая свой богатый боевой опыт молодым лётчикам.

В сложных условиях Карпатских гор капитан Быков воевал ещё успешнее, способствовал наступлению войск 4-го Украинского фронта, помогая огнём с воздуха. Отличился со своей эскадрильей и на территории Чехословакии. Зачастую после вылетов его группы наземные войска сразу, практически без боя, занимали район, где «поработали» штурмовики капитана Быкова.

Бил штурмовик по логову врага

В конце 1944-го Михаил Быков уехал со своим полком в Куйбышев для переучивания на новый штурмовик Ил-10, на котором затем успешно громил фашистские войска на территории гитлеровской Германии, пробивая нашей армии дорогу на Берлин. В логове врага капитан мстил за свою Родину и свой народ, храня в бою самые дорогие сердцу воспоминания о родном уголке земли.

«Лично храбр и бесстрашен. Личным примером в бою учит молодых лётчиков искусству воевать, вдохновляет их на героизм, отвагу и презрение к врагу», – сказано в наградном листе на присвоение нашему земляку высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В числе его наград – 3 ордена Красного Знамени, ордена Красной Звезды, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени.

После окончания войны Михаил Семёнович Быков продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1952-м окончил Высшие лётно-тактические курсы. С 1954 года подполковник Быков – в запасе. В этом же году Михаил Семёнович женился, в семье родились две дочери – Валентина и Татьяна. Вся послевоенная жизнь нашего земляка была связана с соседним Бобруйском, где он продолжал трудиться – работал в дорожно-строительном управлении.

Оборвалась жизнь отважного лётчика в 1991 году. Вечная память, уважение, почёт и благодарность таким героям!

Подготовила Людмила ОРЁЛ.

Фото: Николай СЕМЕНЕЦ.

Статья опубликована в газете "Новы дзень" №51 от 07.07.2020

Полная перепечатка текста запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники""Фейсбук", instagramtwitterTelegram