НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

Наряду с русскими и белорусами в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны Жлобинскую землю от врага освобождало немало украинцев. Среди них – командующий 16-й воздушной армией 1-го Белорусского фронта, генерал-полковник авиации Герой Советского Союза Сергей РУДЕНКО. Вверенные ему лётные подразделения отличились в Бобруйской наступательной операции, в ходе которой 26 июня 1944 года был освобождён Жлобин.

ГОРЯЧИЙ ИЮНЬ 1944-ГО

В своих мемуарах (книга «Крылья Победы») Сергей Руденко, тогда уже маршал авиации Советского Союза, о событиях лета 1944 года писал: «План (по освобождению Белоруссии – прим. авт.) под кодовым названием «Багратион» был утверждён Ставкой Верховного Главнокомандования в конце мая 1944 года, но на 1-м Белорусском фронте, в состав которого входила и 16-я воздушная армия, уже шла интенсивная подготовка к предстоящим боевым действиям. И хотя к этому времени позади остались Москва, Сталинград, Курская дуга, нам сразу стало ясно, что в сражении многие задачи придётся решать по-новому.

Масштаб боевых действий поражал воображение. В канун наступления восемь общевойсковых и две воздушные армии нашего 1-го Белорусского фронта расположились на девятистах километрах.

Кроме естественного волнения, вызванного ожиданием грандиозного сражения, в котором возможны любые ситуации, беспокоило ещё одно обстоятельство, способное внести в наши планы существенные коррективы. Погода! 23 июня, в канун наступления, когда мы получили прогноз погоды на следующий день, настроение у нас снова упало: синоптики обещали метеоусловия, близкие к нелётным. Утром, перед началом боевых действий, во всех авиационных частях при развёрнутых боевых знамёнах были зачитаны обращения Военного совета и командования 16-й воздушной армии. Затем выступили командиры авиаполков и эскадрилий, политработники. Призыв «Вперёд на врага, за освобождение родной Белоруссии!» вызвал горячий отклик у всего личного состава.

Больше часа продолжалась авиационная подготовка, все уже буквально оглохли от неимоверного грохота. А погода испортилась, пошёл дождь, темень стала непроглядной. Пришлось прекратить полёты. За первый день операции авиаторы сделали 3191 самолёто-вылет. И это несмотря на неблагоприятные в целом метеорологические условия. Наши штурмовики встретили организованное противодействие истребителей и наземных средств ПВО противника. Многие самолёты получали над целью по семь – десять прямых попаданий снарядов зенитной артиллерии. Несмотря на это, лётчики добирались до своих аэродромов и производили посадку. Вот какими живучими были «илы». Инженерно-технический состав трудился круглосуточно, восстанавливая повреждённые машины. Группы штурмовиков, ведомые капитанами Колесниковым и Давыдовым, старшим лейтенантом Гуровым и лейтенантом Фроловым, атаковали с интервалами в четыре-пять минут колонну автомашин и танков противника на дороге Жлобин – Бобруйск. В результате было уничтожено два танка, пятнадцать автомашин, до 100 солдат и офицеров, подавлен огонь шести зенитных орудий. По инициативе заместителя командира 1-й авиационной эскадрильи старшего лейтенанта Н. И. Скосырева в 779-м бомбардировочном полку развернулось движение «тысячников». Бомбовую нагрузку Пе-2 они увеличили с 600 до 1000 килограммов.

30 июня в приказе по войскам 48-й армии хорошую оценку получили боевые действия 196-й штурмовой авиадивизии, которой командовал подполковник К. К. Грищенко (находилась в составе 16-й воздушной армии, присвоено почётное звание «Жлобинская» – прим. авт.). Она способствовала успешному прорыву обороны противника на западном берегу реки Друть и освобождению городов Жлобин и Бобруйск».

Что касается командующего 16-й воздушной армией, то ему «за отличное выполнение боевых заданий… и проявленные при этом отвагу и геройство в ходе Белорусской стратегической наступательной операции» 18 августа 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

ЧЕРЕЗ ВСЮ ВОЙНУ

Родился будущий маршал 20 октября 1904 года в г.п. Короп Черниговской области в семье ремесленника. В сентябре 1923 года добровольцем вступил в Красную Армию. Обучался в военных школах лётчиков. Перед началом войны командовал 31-й смешанной авиадивизией.

Начиная с ноября 1941 года С. И. Руденко занимал высокие командные посты в ВВС Западного, Брянского, Калининского, Юго-Западного и Сталинградского фронтов. С октября 1942 года и до Победы – командующий 16-й воздушной армией. Участвовал в Смоленском оборонительном сражении, битве за Москву, Сталинградской битве, Севской операции и воздушной операции ВВС РККА по уничтожению немецкой авиации на аэродромах в мае 1943 года, в Курской битве.

После освобождения Белоруссии сражался за свободу Польши, брал Берлин. Наряду с присвоением звания Героя Советского Союза и вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Сергей Руденко был награждён ещё пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени (четырежды), Суворова 1-й ст. (дважды) и 2-й ст., Кутузова 1-й и 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й ст., медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», другими.

В МИРНОЕ ВРЕМЯ

После войны Сергей Руденко ещё полтора года продолжал командовать 16-й воздушной армией. Затем занимал высокие командные должности в ВВС. Был кандидатом в члены ЦК КПСС, депутатом Верховных Советов СССР и РСФСР.

22 июня 1984 г. ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Бобруйска».

Скончался маршал 10 июля 1990 года.

Николай ШУКАНОВ.

Статья опубликована в газете «Новы дзень» №22 от 26.03.2021

Полная перепечатка текста запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук"instagramtwitterTelegram