Среди Героев Соцтруда, прославивших Жлобинщину в советский период, есть и работники стальной магистрали
В редакцию нашей газеты обратился жлобинчанин Александр Малых с просьбой рассказать о Герое Социалистического Труда, машинисте паровоза Константине Мышастом, трудовая биография которого многие годы была тесно связана со Жлобинским железнодорожным узлом. Небольшая статья о Константине Никифоровиче помещена в изданной в текущем году книге «Жлобин железнодорожный». Мы же расскажем об этом человеке более подробно в рамках редакционного проекта «100 ярких судеб в истории района», посвящённого вековому юбилею образования района.
До войны
Герой Социалистического Труда Константин Никифорович Мышастый, машинист паровозной колонны особого резерва № 4 Народного комиссариата путей сообщения, родился в 1910 году в Сновске Черниговской губернии (с 1934 года – город Щорс). Окончил школу-семилетку, затем школу фабричнозаводского ученичества, где получил специальность «слесарь по ремонту паровозов». Был направлен на работу в депо станции Гомель. В начале 1930-х годов уехал на Турксиб (железная дорога из Сибири в Среднюю Азию, построенная в 1927–1930-х годах, одна из главных строек первой пятилетки СССР), работал на станции Аягуз, которая находится между Семипалатинском и Талды-Курганом в Казахстане. Оттуда в 1932 году был призван на срочную службу в Красную Армию.
После демобилизации в 1935 году Константин Никифорович вернулся на железную дорогу, стал работать помощником машиниста в депо Унеча Белорусской железной дороги. Через два года уже сам управлял паровозом.
Наш герой был одним из первых на Белорусской железной дороге, кто освоил кривоносовский метод скоростного вождения поездов, который получил широкое распространение в Советском Союзе в результате начала трудовой деятельности машиниста депо Славянск Донецкой железной дороги Петра Кривоноса. Пётр Фёдорович добился высокой формировки котла на паровозах серии «Феликс Дзержинский» (ФД) и доказал, что можно вести поезда без аварий с технической скоростью не 23 км/ч, а 45 км/ч и более. Это было одно из направлений стахановского движения, широко развитого в 1930-е годы в стране Советов. В этом ряду были машинисты паровозов Огнев, Богданов, Макаров, Троицкая, Яблонский, диспетчер Закорко, составители Краснов, Кожухарь и многие другие, в том числе и машинист Константин Мышастый.
В 1938 году нашего героя перевели в депо станции Жлобин, где на тот момент было интенсивное движение поездов. В 1940 году его назначили машинистоминструктором.
Что можно сказать о предвоенном времени в истории станции Жлобин? В книге «Жлобин железнодорожный» отмечается, что с 1940 года начальником этой станции был Иван Семёнович Доронин. В то время здесь ввели механическую централизацию стрелок и сигналов, а на перегонах – двухпутную полуавтоблокировку, был сдан в эксплуатацию соединительный путь Жлобин-Западный – Жлобин-Северный.
В годы испытаний
Ввиду начала Великой Отечественной войны летом 1941 года кадры и хозяйство станции Жлобин были эвакуированы на Восток. Для машиниста Константина Мышастого начались тяжёлые военные будни. Без железных дорог и самоотверженного труда железнодорожников победа в этой страшной войне не была бы одержана. Работники железнодорожных путей оказались профессионально готовыми к испытанию: до войны была проведена техническая модернизация транспорта, в частности внедрены мощные паровозы серии ФД, новые автосцепки и автоблокировки большегрузных вагонов и многое другое. Благодаря отработанной технологии перевозок и профессиональным навыкам работников подвижной состав мог осуществлять необходимые в тот период сверхперевозки. Железнодорожникам необходимо было обеспечить огромные встречные потоки: эвакуируемых людей и промышленные предприятия – в тыл; живую силу и технику – к фронту. Надо учитывать и то, что с первых дней войны в результате вражеских бомбардировок советские железные дороги были значительно повреждены. Но и в этих трудных условиях отношение работников к железнодорожной технике оставалось бережным: даже разрушенные и затопленные паровозы в большинстве своём были затем восстановлены (известно, что под Одессой затопленные паровозы подняли со дна моря и отремонтировали, поэтому их так и называли – «черноморы»). Из Ленинграда железнодорожную технику эвакуировали на баржах вместе с предприятиями и людьми.
Вся деятельность железнодорожников в годы войны – это бессонный, ненормированный и опасный труд. Эта тяжелейшая работа подробно описана Виктором Астафьевым (в годы войны он был железнодорожником) в повести «Последний поклон». Железнодорожный транспорт стал спасением для сотен тысяч раненых. Шесть тысяч вагонов было выделено для санитарных поездов. Такой состав представлял собой не просто средство для транспортировки раненых – это был госпиталь на колёсах, полноценное лечебное передвижное учреждение, включавшее операционные, многочисленные койки, бани, прачечные и подсобное хозяйство, а иногда даже… огороды на крышах!
И вполне заслуженно машинисту Константину Мышастому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а также вручены орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот». Уже в Берлине за выполнение важных правительственных заданий его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени. Константин Мышастый был удостоен ещё одного ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, награждён медалями, двумя нагрудными знаками: «Почётному железнодорожнику» и «Отличный паровозник».
* * *
Константин Никифорович скоропостижно скончался 20 апреля 1955 года. В память о нём одному из тепловозов локомотивного депо Щорс было присвоено его имя.
Подготовил Николай ШУКАНОВ.
Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук", instagram, twitter, Telegram, YouTube