Новы дзень

Беларусь никогда не отказывалась от своего исторического наследия

Великая Отечественная война – это не просто тема в учебниках истории Беларуси. Это кровоточащая рана на сердце народа, застарелый шрам на теле родной земли. Более трёх долгих мучительных лет наша Родина стонала под безжалостным сапогом нациста. В беспощадном разрушительном пламени той войны сгорели дотла города и деревни, заводы и фабрики... Но самой страшной и невосполнимой потерей стала гибель людей – каждого третьего жителя республики: старика, женщины, ребёнка...

Каждый третий… Цифра, от которой стынет в жилах кровь. За этим страшным подсчётом – миллионы оборванных жизней, разрушенных семей, несбывшихся надежд. Никого не пощадил безжалостный молот войны, не знавший ни возраста, ни пола.

Тем не менее эта запредельная жестокость не смогла сломить волю белорусского народа. На фронтах, каждую секунду рискуя жизнью, в густых партизанских лесах, ставших вторым фронтом для врага, в глубоком подполье оккупированных городов и деревень белорусы поднимались на защиту родной земли.

Казалось бы, заплатив такую чудовищную цену, спустя восемь десятилетий человечество должно было навсегда усвоить уроки прошлого, выстрадать иммунитет от коричневой чумы. Однако в мире снова опасно. Очередной циничный «шах» западных политиков – и мы с замиранием сердца рискуем услышать роковое «мат», способное перечеркнуть будущее для миллионов, вновь погрузить мир в хаос и страдания. Зная об ужасах войны не по книгам, а по рассказам дедов и прадедов, по братским могилам, усеявшим нашу землю, белорусский народ сегодня как никогда укрепляет суверенитет, бережно хранит священную правду о прошлом и несокрушимым единством отвечает на любые подлые попытки раскачать общество изнутри.

Почему мемориал «Детям – жертвам войны» в Красном Береге не шепчет, а кричит о забытом геноциде? Это не просто риторический вопрос – это неутихающая боль, застывшая в холодном камне памятника и его пронзительных символах, это крик детских душ, который мы обязаны не только знать из архивных справок, но и чувствовать каждой клеткой, всем сердцем. Страшно осознавать, что, если мы провалим этот урок памяти, нашим экзаменатором может выступить война.

Мемориальный комплекс в Красном Береге – это не просто памятник архитектуры. Это кровоточащая рана на многострадальной белорусской земле, рана, которой суждено никогда не затянуться, чтобы мы, живущие сегодня, и те, кто придёт после нас, всегда помнили. Комплекс, открытый 28 июня 2007 года, стал плодом творческой мастерской под руководством великого Леонида Менделевича Левина – человека, который умел заставить говорить камень, воплощать в архитектуре боль и надежду, скорбь и величие духа.

Почему именно Красный Берег? В годы Великой Отечественной войны здесь, на территории учебного хозяйства, нацистские изверги создали один из самых страшных конвейеров смерти – сборный пункт для детей. Сюда, насильно отрывая от обезумевших от горя матерей, сгоняли малышей и подростков от 8 до 14 лет из Жлобинского, Рогачёвского, Стрешинского, Добрушского и многих других районов Гомельщины. Их единственной «виной» было то, что они родились. Зачем фашисты гнали их сюда? Для чудовищного «медицинского осмотра», а затем – для отправки в Германию. Чистая кровь невинных детей нужна была для переливания раненым немецким солдатам и офицерам. Фашисты верили, что это поможет им выжить и продолжить убивать.

Почти две тысячи детских судеб были безжалостно оборваны или навсегда искалечены здесь. Для этой немыслимой чудовищной цели было вывезено 1990 детей. Мы знаем имена лишь 15 из них, только из Краснобережского сельсовета… А сколько ещё таких страшных, скорбных мест по всей Беларуси, где земля пропитана кровью и слезами невинных жертв?

Поэтому неудивительно, что погружённый в потребительский комфорт европейский обыватель с каждым снесённым по варварскому приказу обелиском советскому воинуосвободителю становится чуть беспамятней, чуть безразличней. Ведь память как мышечная ткань: забросил ежедневные тренировки, перестал напрягать совесть и сердце – неминуемо сдашь главный экзамен истории на «неуд.». Вот и наблюдаем то жалкое, убогое «шоу» по-прибалтийски, когда под улюлюканье националистов крушат памятники, то лицемерную «десоветизацию» по-польски...

Прибалтийские марионеточные режимы и их украинские подельники демонстративно, с извращённым наслаждением «сражаются» с монументами, которые давно стали символами победы над нацизмом. В способах уничтожения не пытаются экономить фантазии: бронзовых солдат, застывших в вечном карауле, экскаваторы ковшами валят в прямом эфире. А в Польше (напомним этим беспамятным) покоится прах свыше 600 000 советских воинов, отдавших свои жизни за спасение поляков от геноцида. Их священные могилы сегодня, спустя 80 лет после той страшной войны, пытаются уничтожить, стереть с лица земли, цинично и с ухмылкой называя этот процесс «десоветизацией». Но это вовсе не избавление от «советского прошлого», как они пытаются представить, – это целенаправленное, осознанное лишение себя человечности, добровольная дегуманизация в её самом отвратительном виде.

Беларусь – одна из немногих стран на постсоветском пространстве (и уж точно одна из немногих в Европе), которая никогда не предавала своё героическое прошлое и не отказывалась от великого исторического наследия. Для нас память о Великой Отечественной войне – это святыня, основа национального самосознания.

Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко абсолютно справедливо и очень точно заметил: Мы помним и будем помнить. Всегда. Навсегда. И как поётся в той самой, идущей от сердца песне, и детям мы расскажем о войне. Чтобы знали. Чтобы помнили. Чтобы ценили мир, ведь он завоёван такой ценой.

«Мы слишком много сегодня говорим о нашей Победе, о героизме нашего народа, о геноциде против советского народа, против нашего народа. Это всё правильно, это правда, но насколько проникновенно, насколько чувственно мы это делаем? Ведь прошло 80 лет – единицы остались из тех, кто пережил это, будучи детьми или взрослыми. Тех, кто воевал, уже практически не осталось».

Эти мудрые слова – важное напоминание каждому из нас: пока жива память в сердцах людей, жива и страна. Мы не имеем ни морального, ни человеческого права выбросить нашу героическую и трагическую историю. Наши деды и прадеды не дрогнули, не покорились фашистской нечисти; их беспримерный подвиг – это наш незыблемый моральный капитал, наша национальная гордость и наш вечный ориентир.

Память о Великой Отечественной войне, о неисчислимых жертвах и безграничном героизме предков станет тем самым надёжным иммунитетом общества перед любыми попытками лишить нас права на собственную историю, на собственное будущее, на собственную идентичность. Каждая восстановленная из небытия братская могила, каждый бережно возложенный венок, каждая зажжённая свеча памяти – это не просто дань прошлому, это прочный кирпич в фундамент нашего будущего, в котором нет места предательству и забвению.

Мы помним и будем помнить. Всегда. Навсегда. И как поётся в той самой, идущей от сердца песне, и детям мы расскажем о войне. Чтобы знали. Чтобы помнили. Чтобы ценили мир, ведь он завоёван такой ценой.