НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 января провел совещание по итогам всенародного обсуждения проекта изменений Конституции.

Проект изменений и дополнений Конституции был обнародован 27 декабря прошлого года для всенародного обсуждения. Всего на данный момент поступило около 6 тыс. предложений. Все они были проанализированы, и итоги этой работы стали предметом рассмотрения на совещании у Президента. Ожидается, что референдум по вопросу принятия обновленной Конституции пройдет в феврале.

Лукашенко: предложенные поправки в Конституцию Беларуси вызвали живой интерес

Предложенные поправки в Конституцию Беларуси вызвали живой интерес. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил на совещании по итогам всенародного обсуждения проекта изменений Конституции.

Глава государства отметил, что участники совещания собрались в широком формате для того, чтобы обсудить предложения и замечания граждан по проекту изменений в действующую Конституцию. "Здесь присутствуют члены Конституционной комиссии, рабочей группы. Добавились специалисты, которые накануне внесения для всенародного обсуждения проекта Конституции дошлифовывали ее, балансировали, делали так, чтобы не было ошибок, - сказал Президент. - О необходимости такой встречи мы с вами договаривались в конце прошлого года. Напомню, в стране более трех недель идет всенародное обсуждение изменений в действующую Конституцию".

"Мной было принято решение о широком освещении предлагаемых новаций, чтобы получить обратную связь, оценку этого проекта от специалистов, руководителей предприятий, простых людей, в том числе и госслужащих, в целом трудовых коллективов и организаций. Как мне докладывают, и то, что я вижу, предложенные поправки вызвали живой интерес. Сам процесс изменения Конституции и предстоящий референдум вызывают интерес у наших людей. Это естественно. В диалоге участвуют все группы и слои населения", - заявил глава государства.

Он также отметил, что государственными СМИ ведется широкая информационно-разъяснительная работа. "Вякают и наши оппоненты. Я не ошибаюсь. Именно вякают. У меня анализ полностью всех их заявлений. Они плетутся в хвосте, подхватывают любой тезис, любую запятую и начинают ее не то критиковать, не то опровергать. Но то, что у них там творится, не поддается критике. Сейчас они уже отошли от своего главного лозунга - "Перамены, перамены!" - констатировал белорусский лидер.

Александр Лукашенко заявил, что в основе любых изменений и перемен как раз должна лежать Конституция, так как все должно быть по закону.

"Это естественный процесс перемен. А начинать надо как все цивилизованные и грамотные люди. Основой этих перемен должна быть Конституция, - подчеркнул Президент. - Можно совершить перемены таким образом, что будет хуже, чем в Казахстане, - будет как в Украине. Поэтому все должно быть планомерным".

Глава государства также отметил, что нужно стараться учиться не на своих ошибках, а извлекать опыт как из ошибок, так из положительного у друзей, соседей и врагов. "Это не я придумал. Поэтому мы, используя эти принципы, шли, развивались, готовили эти изменения", - сказал Александр Лукашенко.

В свою очередь оппозиция лишь утверждала, что все плохо в части предлагаемых конституционных изменений. "Я недавно говорил о миротворцах. Вы же знаете, какая главная мечта у них была в связи с нашим миротворческим контингентом - чтобы оттуда привезли хоть один цинковый гроб. Это что, оппозиция? Это враги! Хотя бы как-то скрывали свои цели", - привел пример белорусский лидер.

Что касается обсуждения изменений и дополнений в Конституцию, Александр Лукашенко отметил, что многие из участников совещания посетили трудовые коллективы, организации, побывали в регионах. "Собственно, и сам проект изменений Конституции является результатом многочисленных дискуссий, встреч, обсуждений на тех же диалоговых площадках. По крайней мере, никто меня не может упрекнуть, что у нас тут была абсолютная диктатура и мы не давали возможности людям высказаться. Высказались все, кто хотел бы это сделать", - сказал Президент.

Лукашенко о конституционном процессе в Беларуси: дальше два варианта

Президент Беларуси Александр Лукашенко рассказал, как дальше в стране будет проходить конституционный процесс.

"Дальше два варианта: или народ принимает изменения к этой Конституции и у нас появляется обновленная Конституция, или он отклоняет эти предложения и у нас остается старая Конституция. В этом весь ответ на вопрос, кому это выгодно и кому это надо", - сказал глава государства.

Александр Лукашенко заметил, что порой можно слышать заявления о том, что "гэта патрэбна толькі Лукашэнку". "Если уже откровенно, то мне этот процесс абсолютно не нужен. У меня, как вы видите, есть масса вопросов, есть чем заниматься. Извините за нескромность, порой настолько их много, что даже посидеть где-то дома, переболеть и так далее нет возможности, - сказал Президент. - Не могут вернуться мои сыновья, мои ребята, больше 200 человек… Я их не могу не встретить в аэропорту (речь о встрече вернувшихся из Казахстана миротворцев. - Прим. БЕЛТА), и поручить никому это не могу", - сказал Президент.

"Поэтому не надо тут замыкаться на Лукашенко. Лукашенко свое сделал. Осталось основное - принять Конституцию, изменить законы, привести в соответствие с Конституцией. Это мы сделаем, это не проблема. Мы это будем делать, чтобы все знали, с нынешним парламентом, с вами, с нынешними специалистами, - заявил глава государства. - Мы не будем искать где-то за бугром, и доморощенных в том числе, специалистов для того, чтобы привести к логическому окончанию конституционный процесс. Когда мы это все сделаем, устаканим, дошлифуем, если это надо будет, тогда, пожалуйста, приходите, будем формировать новые органы власти и жить дальше по новым законам и новым правилам".

Наряду с этим Александр Лукашенко обратил внимание, что ни в Конституции, ни в законах все не пропишешь.

"Конституция, законы, образ жизни, опыт многих поколений - они формируют менталитет, характер народа. И это главное. Ведь мы с вами, обычные люди, 90% живут же не потому, что они изучили Конституцию и знают законы. Они четко понимают, что можно, а что нельзя, что плохо, а что хорошо. И это формируется десятилетиями и веками. И это главное для любого государства, любой страны и народа", - уверен Президент.

Он констатировал, что каждый год и десятилетие привносят что-то новое - мелкие, средние и крупные штрихи, и так постепенно формируется образ жизни, который присущ тому или иному народу. При этом, обратил внимание Александр Лукашенко, желательно, чтобы Конституция носила более стабильный характер, а потому не нужно ее перенасыщать деталями, которые должны быть расписаны уже на уровне законов и подзаконных актов.

Лукашенко о белорусском подходе к обновлению Конституции: ни в одном государстве такого процесса не было

Президент Беларуси Александр Лукашенко рассказал, в чем заключалась его концепция в подходах к работе над проектом обновленной Конституции.

"Моя концепция заключалась в том, чтобы в центре всех действий по изменению Конституции был Конституционный суд. Потому что более сильных специалистов, нежели в Конституционном суде (это члены Конституционного суда, судьи и те специалисты, которые там вокруг них работают, вертятся и в жизни и прочее), в стране больше нет. Я не в обиду кому-то это говорю, - сказал глава государства. - И дополнительно к этому были подключены наши специалисты. Допустим, парламентарии наши, председатели комиссий. Это тоже наши специалисты - самые-самые. Работники в исполнительных органах власти, Администрации Президента. Крупнее специалистов нет. Вот они все наверху, которые обладают опытом, знаниями и так далее".

"Более того, была создана рабочая группа, куда были включены аксакалы, которые знают жизнь, прошли эту жизнь, которые могут анализировать и что-то говорить. Ну и Конституционная комиссия. Она разноплановая. Здесь люди всякие - от молодежи до седины люди. В чем можно нас упрекнуть? Я имею в виду наверху, которые вырабатывали эти изменения. Ни в чем", - подчеркнул белорусский лидер.

Далее проект обновленной Конституции был представлен гражданам для всенародного обсуждения, чтобы этот процесс был абсолютно демократичным. "Мы предложили народу сделать свои выводы, покритиковать, высказаться. Получили более 7 тыс. предложений и замечаний - от совершенно смешных до серьезных замечаний. И уже вот эта "кухня" специалистов все это переварила, и кое-где сегодня пришлось нам внести дополнения в тот проект, который мы предлагали. И это еще не все. Окончательный проект будет внесен Президентом на референдум", - заявил Александр Лукашенко.

"Вот такой процесс - ответственный, серьезный. И правильно здесь наши политологи заявляют: ни в одном государстве мира такого процесса не было. И вряд ли будет. Ни в одном. Даже в нашей братской России. Мы, используя уже опыт России, сделали это шире, всенародно: пожалуйста, создавайте для себя Конституцию", - резюмировал белорусский лидер.

"Давайте думать о будущем наших детей". Лукашенко объяснил, почему важен референдум и обновление Конституции

"Давайте будем думать про наших детей. Мы не вечные, мы уходим: кто-то раньше, кто-то позже… А дети останутся. О них давайте думать. Вот в чем суть самого процесса", - подчеркнул глава государства.

Президент убежден: надо объяснить людям, насколько важно при обсуждении проекта Основного закона сосредоточиться на глобальных вопросах, на принципиальных изменениях, а не размениваться на детализацию тонкостей, в которых должны разбираться только специалисты с юридическим образованием. "А если стараемся угодить людям или всех обучить за один или полтора месяца юриспруденции, праву… Слушайте, у нас за пять лет не все студенты обучаемы в этом плане. Даже крупные специалисты этим не могут похвастаться, даже Григорий Алексеевич (Василевич, доктор юридических наук, заслуженный юрист, член Конституционной комиссии. - Прим. БЕЛТА), который этим всем занимается, не может похвастаться, что он все знает", - сказал белорусский лидер.

Глава государства еще раз сделал акцент, что не надо ставить целью сделать такой проект Конституции, чтобы угодить всем. "Если народ доверяет власти, он нас поддержит", - констатировал Президент. В то же время надо работать над тем, чтобы убеждать людей в необходимости поправок. "Надо людям объяснить, что хуже-то мы этими изменениями не делаем", - подчеркнул Александр Лукашенко. Это, по его словам, касается и закрепления конституционного статуса Всебелорусского народного собрания, которое, по сути, не является чем-то новаторским. "ВНС - это не из космоса пришедшая норма. Шесть Всебелорусских народных собраний прошли, и первое как минимум спасло страну и дало нам возможность почти 30 лет развиваться так, как мы развиваемся, и построить суверенное, независимое государство, - обратил внимание Президент. - Надо убеждать людей".

Лукашенко: будущие президенты Беларуси практически видны

"Есть реперные точки, есть критерии определенные. Мы четко определились: поколение нынешнее должно не уйти. Оно никуда не уйдет - больше половины населения. Куда оно уйдет? Оно должно отойти на запасные пути, дать возможность новому поколению прийти спокойно, без шума, без пыли, начиная снизу, с середины, сверху, к власти. Мы не должны конфликтовать с ним. Мы должны, наблюдая, направлять туда, куда надо. Для этого надо иметь рычаги. Вот оно и есть: ВНС и так далее. Нынешний Президент не вечен, придут новые люди. Кто они будут? Слушайте, ну будущие президенты в нашей стране, они практически видны", - заявил глава государства.

Александр Лукашенко уверен, что уже не будет так, как в 1994-м, когда избирали нынешнего Президента. "Тогда ошалели все, тогда не знали, что делать. Увидели нарастающее - этих нуворишей, коррупцию, бандитизм, который был в стране. Слушайте, стреляли прямо возле органов власти, людей расстреливали, - сказал он. - Стреляли, убивали на дорогах и так далее. И людям надо было какое-то спасение. Ну вот они воткнулись в Лукашенко: у Горбачева был, раскрутили его, председатель комиссии по борьбе с коррупцией - я там выступал открыто, честно, никого не боясь и прочее. Совершенно случайно - наткнулись, избрали".

Глава государства считает, что сейчас уже так не будет: "Сейчас уже народ ушлый. Не та жизнь. Одно дело говорливые президенты, а другое - что за ними стоит, какой-то опыт и так далее. Общество другое. Поэтому уже думать о том, что изберут случайного, как когда-то в середине 90-х, - этого уже не будет. Будут люди избирать осознанно. И вот для этого момента нам нужна эта Конституция. Надо, чтобы нормальные люди пришли к управлению и чтобы мы потом локти не кусали, что могли что-то исправить, а рычагов не оставили. В открытую это говорю".

По словам Александра Лукашенко, Всебелорусское народное собрание как раз должно сыграть эту роль. "Это проверенный орган. Шесть прошло (собраний. - Прим. БЕЛТА). Это от жизни концепция, что нынешнее поколение за собой оставляет какие-то рычаги управления", - сказал Президент.

При этом он акцентировал внимание, что очень опасно допустить двоевластие: "ВНС должно сдерживать в чем-то Президента, все органы власти - вече народное. Но оно не должно довлеть над Президентом, его полномочиями".

Лукашенко выступил за закрепление в Конституции обязанности граждан заботиться о своем здоровье

Вопрос о необходимости закрепления в обновленной Конституции нормы об обязанности граждан заботиться о своем здоровье был в числе важных пунктов повестки дня совещания у Президента Беларуси Александра Лукашенко по итогам всенародного обсуждения проекта изменений Конституции.

Как пояснил глава Администрации Президента Игорь Сергеенко, по поводу данной нормы на диалоговых площадках разгорались самые бурные дискуссии. "Достаточно справедливая норма, но вызвала такой резонанс, - отметил он. - Общественность опасается отмены бесплатного лечения и перехода на оказание медицинской помощи исключительно на платной основе". В этой связи было озвучено предложение исключить данную норму из проекта Конституции.

Глава государства детально расспросил участников совещания об их мнении по данному вопросу. "Люди против того, чтобы они отвечали за свое здоровье и заботились о нем? Слушайте, а что здесь плохого (в закреплении такой обязанности в проекте Конституции. - Прим. БЕЛТА)? Я не понимаю. Что плохого, что мы в Конституции записали: Петров, Сидоров, Лукашенко, Сергеенко, это - твое здоровье и ты прежде всего за него должен отвечать. Что тут неправильно?" - задался логичными вопросами Президент.

"Вы хотите сказать, что уже подавляющее большинство людей высказались? Нет. Кто-то где-то отковырнул, сказал, обострил эту проблему, и пошли на поводу - выбросили (из текста проекта. - Прим. БЕЛТА), - добавил белорусский лидер. - Чтобы не было настороженности у людей (это важно), давайте мы пропишем то, что у нас есть, это наше завоевание: что государство будет нести расходы на лечение людей и будет лечить людей, как лечит сейчас. В одной статье это записали. А дальше запишем, что и ты, дорогой мой, отвечаешь за здоровье".

Александр Лукашенко отметил, что наличие сильной социальной поддержки граждан со стороны государства несколько расслабляет людей: "Это наш недостаток, нашей системы социально ориентированного государства. У нас человек сидит и думает: "Не Лукашенко, так государство за меня что-то должно решить". Поверьте мне, я человек опытный, побывал во всех странах: ни в одной постсоветской республике этого нет".

"Там каждый отвечает сам за себя, там каждый стремится заработать копейку. У них пожестче экономическая политика, а у нас за все отвечает государство и Президент. Это неправильно, человек должен прежде всего (заботиться о своем здоровье. - Прим. БЕЛТА). А если везешь, то и поможем. Это, по-народному говоря, "кто тянет - тому и помогать нужно", - заявил глава государства.

Для сравнения белорусский лидер также привел систему здравоохранения в США, где за оказание медицинской помощи людям приходится платить немалые деньги. "Там люди дрожат, чтобы в больницу не попасть. Не потому, что болезнь, опасность, а потому, что платить надо, и много платить. Не дай бог заболеешь - кольнут тебя один раз, чтобы не умер. А если не помогло - под забором и помрешь. И там человек беспокоится за здоровье", - сказал Президент.

Другой пример - Китайская Народная Республика. "Как ни приеду, я специально всегда и Ху Цзиньтао, и Цзян Цзэмину (с ними же со всеми был знаком) говорю: "Покажи мне, как китайцы заботятся о здоровье", - рассказал белорусский лидер. - Я бывал там, где они занимаются спортом. 80, 90 лет, молодежь, старики - они все крутятся, вертятся, худенькие, подтянутые… Полтора миллиарда человек, но как они дрожат за себя, за свое здоровье!"

Александр Лукашенко, говоря о системах здравоохранения в разных странах, высказался о пандемии COVID-19, мерах по ее сдерживанию и подходах в оказании медпомощи. В том числе он упомянул о сообщениях в ряде СМИ о протестах против QR-кодов. "Это прикормленные СМИ говорят "против QR-кодов". Люди не против этого выступают на Западе. Плевать им на эти коды и прочее. Человеку главное, чтобы он лечился и выжил", - сказал глава государства.

"Это подают, что против каких-то ограничений. Нет, там люди поднялись, потому что система здравоохранения не справляется с решением той задачи, которую жизнь поставила", - добавил Президент.

Глава государства подчеркнул, что в Беларуси система здравоохранения справляется с эпидемической ситуацией. "Вот я сейчас Пиневича (министра здравоохранения Дмитрия Пиневича. - Прим. БЕЛТА) пятый раз допрашивал в связи с новой волной, - сказал Александр Лукашенко. - Говорю: "Ты там лечи как хочешь людей, но я с тебя сейчас спрошу за смертность".

Президент обратил внимание на тот факт, что по любым оценкам смертность в Беларуси от ковида ниже, чем во многих государствах. "Значит, у нас система нормальная. И надо ее как гарантию прописать в Конституции. Это наше достижение. И люди будут понимать: да, вот мы имеем этот уровень, государство будет и дальше о нас заботиться, но и мы должны", - заявил белорусский лидер.

"Скажите, что несправедливого в моем рассуждении? - резонно заметил он. - Поэтому не надо отступать там, где мы не должны отступать, там, где люди должны понимать: мое счастье прежде всего в моих руках".

В поддержку поправки в Конституцию об обязанности граждан заботиться о сохранении здоровья высказалась во время совещания и судья Конституционного суда Ольга Сергеева. Она отметила, что ей очень импонирует в целом подход по усилению в проекте Конституции взаимной социальной ответственности государства и гражданина. Например, ст.21 дополнена частью, согласно которой каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства. "Этот посыл прослеживается и в других статьях, например в статье 32 о защите брака и семьи, где положения дополнены нормами о том, что семья, родители имеют право и обязаны прививать своим детям уважение к закону, любовь к труду", - сказала она.

Эксперт пояснила, что в связи с линией на усиление взаимной социальной ответственности и было предложено дополнить ст.45 проекта Конституции положением, что граждане обязаны принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья. Ольга Сергеева допустила, что, возможно, формулировка очень прямая, обязывающая и стоит изменить ее на более корректную, "чтобы не пугала". "Но по своей сути она мне нравится. Я считаю, она абсолютно верная", - подчеркнула судья.

На совещании у Лукашенко подискутировали о возможности совмещения постов Президента и председателя ВНС

Доктор юридических наук, заслуженный юрист Беларуси и член Конституционной комиссии Григорий Василевич в ходе обсуждения новаций в числе прочего обратил внимание на вопрос, связанный с возможностью для Президента одновременно возглавлять Всебелорусское народное собрание.

Александр Лукашенко в связи с этим отметил, что предложение по совмещению должностей Президента и председателя ВНС было бы принципиальным изменением уже подготовленного проекта. Более того, соответствующий вопрос уже обсуждался ранее. "Исходим из того, что Президент не может занимать иные должности. Предоставлено это право первому Президенту, нынешнему. Почему? Исходили из того, что нынешний Президент несет ответственность за эту Конституцию и выстраивание того, как будет жить наша страна после того, как мы всю нашу жизнь и законы подгоним под ту Конституцию, - сказал белорусский лидер. - Чтобы не было раздвоения: Президент одно, а председатель ВНС - второе".

"Мы ведь говорили о том, что нам нужна новая Конституция. Непонятно, какой будет завтра Президент. Поэтому нужны сдержки, противовесы, - акцентировал внимание глава государства. - И мы нашли их в виде ВНС в том числе. Если все это "сливаем" на Президента, то какие будут сдержки и противовесы?"

Александр Лукашенко напомнил, что идея о придании конституционного статуса ВНС как раз обсуждалась в русле того, что нынешнее поколение постепенно отходит от власти, предоставляя возможность новому прийти и спокойно управлять страной. "Но в то же время наблюдаем, смотрим. Концептуальная была вещь, вы с ней согласились, и я на этом настаиваю. Из своего опыта я вижу, что это надо", - подчеркнул Президент.

Мыслями на этот счет на совещании поделилась и заместитель главы Администрации Президента Ольга Чуприс. Она предложила, в том числе на будущее, закрепить в Конституции возможность председательства Президента на ВНС, если он будет избран на этот пост. "Такие же предложения некоторые граждане озвучивали. Я по крайней мере тысяч пять пролистала сама. Не скажу, что они носили массовый характер, но отдельные граждане, задумываясь над возможными проблемами в части управления страной, предлагали такие мнения", - сказала она.

Ольга Чуприс считает, что на определенном этапе это может послужить созданию единого центра силы, если в этом будет необходимость.

"Так мы же говорили о том, что это нам не надо. У нас есть центр силы. Но ВНС - это орган, который должен вмешаться в нужный момент, еще что-то, - отреагировал глава государства. - Есть такая точка зрения. И в чем-то вы правы. Но тут нам надо уже делать решительный шаг, если мы идем на то, чтобы обеспечить сдержки-противовесы. Тут уже не надо привязывать к главе государства этот орган. Это принципиальный вопрос. Один из принципиальнейших".

"Я пока не убежден в том, что нам надо опять все, как сейчас, завязать на Президента. Тогда одна из важнейших причин изменения Конституции теряется", - добавил белорусский лидер.

Еще одной дискуссионной темой на совещании стал вопрос работы правовой системы. "Закладывается подход, что указы Президента должны соответствовать законам. Тогда это парламентская республика. Конструкция уже совершенно другая. Есть указы, которые издаются на основе Конституции, тогда они на одном уровне с законом. Есть указы, которые издаются на основе законов, тогда они носят подзаконный характер", - сказал Григорий Василевич.

Александр Лукашенко согласился, что этот вопрос надо дополнительно серьезно проанализировать. "Что-то тут, вызывающее настороженность, есть. Григорий Алексеевич, видимо, прав. Надо нам посмотреть. Может, нам как-то разграничить здесь сферу нормотворчества и применения нормативных актов, - сказал он. - Надо посмотреть, чтобы мы действительно вот этим одним шагом не уничтожили президентскую республику".

Нет ли в проекте Конституции перекосов? На совещании у Лукашенко подробно обсудили вопрос

На совещании у Президента Беларуси Александра Лукашенко рассмотрены вопросы доработки проекта обновленной Конституции страны с учетом поступивших в ходе всенародного обсуждения предложений. В том числе глава государства поинтересовался у специалистов, вызывают ли те или иные положения проекта опасения.

"Помните, мы говорили, что мы ни в коем случае, делая конституционным ВНС, не должны допустить двоевластия. Что президентская республика, Президент - главнокомандующий, никакие силовые структуры никому не должны быть подчинены, кроме главнокомандующего. Помните, мы об этом говорили. Мы не допустили здесь перекосов?", - поставил вопрос глава государства.

Судья Конституционного суда Ольга Сергеева заверила, что, по ее мнению, такого перекоса нет, все сбалансировано, и Президент по-прежнему будет являться главой государства. "Мы не изменяли важнейшие функции Президента, конституционные функции. Более того, Президент является делегатом ВНС, принимает участие в работе ВНС", - сказала судья.

"Никакого дисбаланса, я полагаю, здесь нет", - заявила Ольга Сергеева.

Президент также спросил, достаточно ли сильны нормы Конституции для противовеса, сдерживания структур, органов власти, чтобы систему и государство не удалось развалить.

"Просто сказать, что достаточно у ВНС полномочий, чтобы сохранить стабильность в обществе, гражданское согласие, - этого мало. Потому что полномочия у ВНС очень существенные: это и определение стратегических направлений развития, и утверждение доктрины о национальной безопасности, и назначение судей Верховного, Конституционного судов", - ответила Ольга Сергеева.

Она также отметила, что ВНС предполагается наделить правом отмены любого решения государственного органа и правового акта. "Мы решили, что эта норма должна быть, потому что ВНС - это высший представительный орган народовластия. Но оставили за рамками полномочий ВНС решения судебных органов. Иначе был бы хаос", - уточнила судья.

Лукашенко подтвердил планы провести референдум по поправкам в Конституцию в феврале

С учетом предложений и замечаний, которые были высказаны участниками совещания, Президент поручил доработать проект и внести ему на рассмотрение в ближайшее время. "Если есть какие-то вещи, которые надо где-то шлифануть, то надо шлифануть, потому что будут же критиковать потом люди, скажут, что неграмотные написали Конституцию. Посмотрите. Но так, чтобы мы не нарушили закон и вышли на референдум вовремя", - сказал белорусский лидер.

"Думаю, что нам надо в феврале провести, как мы и обещали (мы же обещали в феврале провести), референдум", - сказал белорусский лидер.

"Пусть люди выскажут свое мнение. Никто не будет давить. Мы высказываем откровенно свою позицию. Пройдет, не пройдет (будет или не будет принят на референдуме новый проект Конституции. - Прим. БЕЛТА) - народ решит. Главное, народу довести суть, соль: дорогие, уважаемые товарищи, вот мы предлагаем эту Конституцию, почему - вот причины. Об этом я еще буду говорить в Послании (к народу и парламенту. - Прим. БЕЛТА) в ближайшее время", - обратил внимание белорусский лидер.

Александр Лукашенко напомнил, как несколько лет назад также во время Послания к народу и парламенту заявил о необходимости подготовить поправки в Конституцию. А позднее эту идею выдали за свою оппоненты власти, потребовав неких "перамен". "Это не они инициировали эти изменения, - указал на последовательность событий глава государства. - Мы давно уже подходили к вопросу изменения Конституции. Но остро так вопрос не стоял. А тут, глядишь, и наша так называемая оппозиция в 2020 году выступила за изменения, за "перамены".

"Украли идею у Президента, который уже давно, два года до этого говорил об изменениях в Конституцию, - сказал Александр Лукашенко. - Цивилизованное общество, государство, народ - мы выстраиваем от Конституции, от Основного закона эти перемены".

Глава государства считает, что эти посылы нужно развить в обществе, чтобы люди понимали, почему назрели конституционные изменения, к чему они приведут и главное, что они обусловлены временем, обстоятельствами, а не желанием лично Президента.

Сергеенко: люди проявляют высокий интерес к конституционному реформированию

Диалог с общественностью по вопросам изменений и дополнений Основного закона идет очень активно, люди проявляют высокий интерес к конституционному реформированию. Об этом заявил глава Администрации Президента Игорь Сергеенко на совещании у главы государства по итогам всенародного обсуждения проекта изменений Конституции.

"Диалог с общественностью идет очень активно. Люди проявляют высокий интерес к конституционному реформированию. Уже поступило свыше 7 тыс. откликов, из них большинство содержит конкретные предложения разного уровня", - сказал глава Администрации.

По его словам, из откликов граждан, трудовых коллективов, организаций, общественных объединений следует, что вошедшие в текст проекта наработки Конституционной комиссии и рабочей группы в целом поддерживаются и принимаются населением. "Ряд замечаний носит бытовой характер, некоторые инициативы обусловлены поверхностным ознакомлением с текстом изменений или недостаточными юридическими знаниями. По отдельным позициям имеют место отзывы критического характера, которые не могут быть учтены", - отметил глава Администрации Президента. Например, предлагалось исключить положение о ВНС, выстроить в стране парламентскую республику, считать государственным языком только белорусский, ввести 30-часовую рабочую неделю и так далее.

"Однако получен большой массив обстоятельных предложений, которые мы детально изучили. По итогам анализа проведена доработка текста, проведено совещание с членами рабочей группы и частью Конституционной комиссии", - сказал он.

Игорь Сергеенко во время совещания упомянул о многих предложениях, поступивших в период всенародного обсуждения, которые были учтены в проекте Конституции.

Например, люди предлагали более подробно прописать в Конституции вопросы, касающиеся государственных символов. "Поэтому в ст.19 установлено, что описание и порядок использования госсимволов определяются законом. Кроме этого, в ст.52 введена обязанность граждан уважать государственные символы", - отметил он.

Также расширен перечень лиц, присутствующих при принесении присяги Президента, - в него дополнительно включены члены президиума ВНС.

Исходя из сложившейся практики конкретизированы полномочия Президента: предусмотрено право лишать государственных наград, классных чинов и званий, закреплено право назначать и освобождать от должности послов (в действующей редакции говорится о назначении и отзыве всех дипломатических представителей).

Что касается Всебелорусского собрания, то к полномочиям ВНС отнесено установление государственных праздников и праздничных дней. В положениях о формировании ВНС дополнительно уточнено, что менее половины собрания (это 600 человек) должны составлять представители местных советов депутатов и гражданского общества. "Это повышает прозрачность образования данного органа", - пояснил Игорь Сергеенко.

По его словам, во взаимодействии с Верховным и Конституционным судами урегулирован порядок назначения заместителей председателей этих органов. "Указанные должностные лица, как и председатели соответствующих судов и другие судьи, будут избираться ВНС", - уточнил глава Администрации Президента.

По предложению Конституционного суда специально регламентирован ряд процессуальных вопросов: о приостановлении сроков подписания внесенных Президенту законов в случае их направления на проверку конституционности, о сроке даче КС заключения по вопросу нарушения Президентом либо парламентом Конституции (две недели со дня поступления соответствующего запроса).

Кроме того, предусмотрено вступление в силу изменений Конституции не сразу, а через 10 дней после их опубликования. "Такой подход позволит в дальнейшем избежать споров по моменту вступления в силу корректировок, которые затрагивают права и свободы граждан", - продолжил Игорь Сергеенко.

"В общей сложности с учетом поступивших предложений откорректировано более 30 статей. Всего к настоящему моменту по сравнению с действующей Конституцией правится уже 83 статьи, 2 исключается, появляется 11 новых", - сообщил Игорь Сергеенко. Он добавил, что ряд рациональных предложений, поступивших от участников обсуждения, в дальнейшем может найти отражение и развитие в законах и подзаконных актах.

В ближайшие дни доработанный проект обновленной Конституции Беларуси будет внесен Президенту

"В целом проект изменений и дополнений в обществе воспринимается позитивно. В преобладающем большинстве все отклики и отзывы, которые поступают, поддерживают проект Конституции. Сегодня я доложил все эти дополнения, новации. В целом были поддержаны. Сегодня-завтра продолжаем работу. Думаю, в ближайшие дни мы доработаем и внесем и проект указа, и, соответственно, доработанный проект текста изменений и дополнений Конституции главе государства, как и требует закон", - сказал Игорь Сергеенко.

Он констатировал, что серьезных противоречий, в том числе по итогам прошедшего у Президента совещания, нет. "Может, требуется еще некоторая дошлифовка с учетом и мнения специалистов, и поступающих с мест предложений", - пояснил глава Администрации Президента.

МНЕНИЯ

Марианна Щеткина, руководитель представительства Постоянного комитета Союзного государства в Минске:

"Внесение изменений и дополнений в текст Конституции - событие важное и своевременное. Мы живем в эпоху политических потрясений и деструктивного воздействия на общество со стороны недоброжелателей не только интеграционных процессов Беларуси и России, но и сотрудничества государств - участников Евразийского союза в целом. Сегодня быть нейтральным, значит, быть равнодушным к происходящему, поэтому в части реализации внешней политики абсолютно справедливо исключаются цели Беларуси сделать государство нейтральным. Беларусь - мирная страна, и в проекте отмечено, что Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Но при этом мы всегда готовы отстоять свою независимость и суверенитет".

"Обсуждение проекта Основного закона государства, учет мнений людей - это доказательство открытости и заинтересованности в демократическом развитии страны".

Игорь Хлобукин, член Постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Палаты представителей:

"Важно, что проходящие по всей стране диалоги по внесенным изменениям и дополнениям в Конституцию и другим вопросам жизни страны, действительно, открытые, живые, иногда даже немного эмоциональные. Иметь свою точку зрения может каждый, цивилизованно в рамках закона ее высказывая. Развернувшийся в обществе активный диалог как элемент обратной связи призван сделать наш Основной закон соответствующим велению времени на десятилетия вперед. Поэтому общественное обсуждение на данном этапе крайне важно и необходимо. Это элемент действительного народовластия, показатель истинной народной демократии и политической зрелости общества. Все точки зрения и позиции важны, будут учтены и озвучены на всех уровнях работы над изменениями Конституции. Важно заниматься не сиюминутным политиканством, а думать о Родине, будущем страны и ее устойчивом развитии. А значит, государство будет стабильным и процветающим, во имя каждого белоруса, каждого простого человека".

"Важно мнение каждого, каждый посыл, каждый вопрос. Это должно показать всему миру, что Беларусь - истинно народное, демографическое государство, которое прислушивается к мнению каждого жителя. Мы должны продолжить обсуждение изменений, чтобы учесть весь спектр интересов общества. Это даст возможность внести ясность в сложные и непонятные вопросы и, в свою очередь, повысить уровень доверия населения, которое выразится в положительной оценке проведенной работы. Полученная в ходе масштабного общественного обсуждения информация станет основательным фундаментом для правильного выбора, который каждый из присутствующих выскажет на предстоящем референдуме. И этот первый исторический шаг навстречу новому будущему мы сделаем уже скоро, поддержав проект Конституции, проголосовав за наше национальное единство и будущее развитие страны".

Валерий Иванов, управляющий делами Президента - уполномоченный представитель главы государства по Брестской области:

"Каждый должен понимать, что от его решения и голоса будет зависеть судьба страны. Обновленный Основной закон будет определять дальнейшую стратегию развития нашего государства, то есть нашего общего будущего. Обсуждение проекта Конституции идет уже около месяца. Самое главное, что интерес людей растет. Много вопросов задают по некоторым разделам Конституции: о полномочиях Президента, Всебелорусского народного собрания, других органов власти. Люди интересуются состоянием дел в экономике, спрашивают о приоритетах в развитии государства".

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники""Фейсбук", instagramtwitterTelegram