Порой кажется, что общество стало терять главное — понимание ценности человека, его жизни, люди становятся эмоционально более глухими, циничными, часто не чувствуют и не понимают чужого горя; происходит обесценивание нравственных идеалов и устоев, развиваются этнические предубеждения, формируется отношение к насилию и преступлению как обыденному явлению.
В такой неблагоприятной социокультурной обстановке существует современная семья — самый чувствительный показатель духовного и социального здоровья общества. Образ жизни и поведение родителей в значительной степени предопределяют нравственную позицию формирующейся личности. Каждый ребенок постепенно «учится» быть человеком во взаимодействии со взрослым. Взрослые независимо от своей воли передают ему свои взгляды на окружающий мир, свои убеждения, моральные и нравственные представления. И самое ценное, что может получить ребенок в семье – это безопасность, ощущение себя любимым, нужным. Это основа спокойствия, уверенности и благополучных отношений с окружающим миром. Любовь упорядочивает все остальные чувства, формирует и обогащает эмоциональный мир человека, позволяет ребенку соприкоснуться с такими чувствами, как сострадание, человеколюбие, великодушие, милосердие, бескорыстие.
Однако в жизни многих детей отсутствует любовь как явление культуры, как тип нормальных отношений между людьми, детям часто не хватает сочувствия, понимания, эмоционального тепла, доброты.
Психологическая неграмотность общества в целом и низкая психологическая культура взрослых служит благодатной почвой для развития самых разных форм насилия, которое становится определяющей характеристикой реальности современного общества. Дети нередко живут в ситуации тяжелых негативных переживаний, ощущения ненужности. Ребенок может столкнуться с насилием в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте, в семье.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, что приводит к развитию повышенной тревожности, неуверенности в себе и формирует соответствующие душевные качества — ложь, ненависть, недоверие, лицемерие, агрессивность, бесчувственность.
Такой ребенок не усваивает норм социально-положительных отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относится к своим детям, рано приобщается к употреблению алкоголя и наркотиков, часто становится участником криминальных акций, легко решается на применение насилия к другим людям.
Таким образом, социальные последствия насилия, пережитого в детстве, тяжелы для конкретного человека и для общества в целом. В ряде исследований даже используется специальное понятие «социальная цена насилия». Ущерб для общества из-за роста криминальной активности подростков, юношей и взрослых, психических заболеваний, насилия и участившейся жестокости в семье, потери трудоспособности, обеспечения специального образования составил значительные суммы.
Исходя из вышесказанного, жизнь и процветание государства, каждой семьи и каждого гражданина определяется качеством жизни ребенка. То есть, в каких условиях рождаются и вырастают наши дети, определяет нашу жизнь не только в далекой временной перспективе, но и в ближайшем будущем.
Стелла ПОЛЯК, эксперт-психолог Жлобинского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз.
Фото из открытых источников взято в качестве иллюстрации.
Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук", instagram, twitter, Telegram