27 июня – 81 год со дня освобождения агрогородка Щедрин от немецко-фашистских захватчиков. Свой вклад в победу над фашизмом внесли и многие щедринцы. Один из них – красноармеец Иван Шкода (1916–1997). Материалы о нём нам прислал его внук.
Иван Шкода.
Артём Шкода сообщает, что его дедушка Иван Игнатьевич успел отслужить срочную ещё до войны, был призван в Красную армию в 1937 году. Демобилизовавшись, вернулся в Щедрин. Отсюда и был мобилизован в действующую армию в первые дни Великой Отечественной войны Паричским райвоенкоматом (в то время местечко Щедрин находилось в составе Паричского района).
Служил Иван Шкода в 4-й воздушной армии в составе 451-й подвижной авиационной ремонтной мастерской (ПАРМ) 89-й подвижной авиаремонтной базы, воины которой ремонтировали самолёты в полевых условиях – на местах их базирования. Его определили в эту часть как мастера кузнечного дела (гражданская профессия). Ветеран вспоминал, что работы хватало. Многие самолёты, штурмовики Ил-2, возвращались с боевых заданий с многочисленными повреждениями, бывало, и без «хвоста».
Иван Шкода освобождал родную Беларусь, участвовал в Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. Был награждён медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией…», позднее – орденом Отечественной войны II степени.
Он был удостоен ещё одной награды – ордена Красной Звезды, о которой, к сожалению, Иван Шкода так и не узнал. Уже в наше время документ о награждении (наградной лист) разыскал его внук Артём. В нём, в частности, отмечается: «Тов. Шкода в должности слесаря-клепальщика с 1941 года… показал себя дисциплинированным бойцом, отличным мастером своего дела. Свою специальность любит, хорошо ей владеет… С 1943 по 1945 год было отремонтировано 278 самолётов… с отличным качеством работ… при ночной работе».
В послевоенное время в военной авиации Советского Союза структура, в которой служил наш земляк, получила дальнейшее развитие. Для оперативного ремонта эксплуатационных и боевых повреждений летательных аппаратов в структурах технико-эксплуатационных частей авиаполков имелись подразделения ПАРМ – полковые авиаремонтные мастерские, а в структуре авиационной дивизии – дивизионные авиаремонтные мастерские (ДАРМ). Но Иван Шкода вскоре после победы демобилизовался и вернулся к мирной жизни. В Щедрине он трудился в местном колхозе, затем – в мелиорации. Везде был на хорошем счету, являлся членом правления колхоза, неоднократно поощрялся. Его золотые руки всегда были востребованы на разных участках производства.
Подготовил Н. ВОРОНОВИЧ.
Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук", instagram, twitter, Telegram