Новы дзень

В настоящее время многие славянские традиции забыты. Но до сих пор рушниками украшают жилища, их используют в обрядах в современной Беларуси, России, Украине. До конца апреля у всех желающих есть возможность воочию увидеть коллекцию рушников из фондов историко-краеведческого музея. Их выставка «Шляхам традыцый: беларускi ручнiк» проходит в Красном Береге, в усадебном доме Козелл-Поклевских.

Сегодня все мы живём в защищённых домах, укомплектованных по последнему слову техники квартирах. Но каждому, наверняка, иногда хочется оказаться в деревне у дедушки и бабушки. Почему же старый, полуразвалившийся домик кажется особенным? Почему спится там лучше, отдыхается? Уют. Вот в чём ответ. В деревенском доме не было ничего лишнего, не из бедности, а из осознанности. Любая вещь («предмет интерьера», как говорят сейчас), считалось, имеет душу.

Кружевные занавески, покрывала на колыбелях, скатерти. Не последнее место в крестьянской, и не только, избе занимали ещё и рушники. Бранница, рукотёрник, утирник – как только не называли полотенца из домотканого холста. Рушник, как элемент обряда, сопровождал человека от рождения до самой смерти. Ребёнка принимали на рушник, встречали дорогих гостей хлебом-солью на рушнике, на свадьбе в церкви молодые стояли на рушнике, и, когда человек уходил в мир иной, рушник вывешивали на открытую дверь. Ведь именно он – дорога в небеса.

Есть интересное поверье: если случались проблемы со здоровьем, то необходимо было соткать рушник за один день, соблюдая при этом сухой пост. Если всё было выполнено правильно, то больной, обёрнутый в этот рушник, выздоравливал.

Если вернуться к теме свадьбы, то важно вспомнить: в былые времена девушка на выданье «в сотрудничестве» со старшими женщинами в семье вышивала не менее 30–40 рушников специально к свадьбе. Ими перевязывали важных гостей (свекровь, свата, свояков и сватов со стороны жениха, мать невесты). Все эти обряды символизировали объединение, связывание двух родов.

Вообще, каждый рушник уникален своим узором. В цветовой гамме обычно три составляющих: белый, олицетворяющий духовную чистоту, красный – богатство и молодость, чёрный – символ земли. До XVIII—XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение.

Аниса ИВАНЕНКО,

научный сотрудник ГУК «Жлобинский историкокраеведческий музей».

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники""Фейсбук"twitterTelegraminstagram