НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

Николай Афанасьевич Романчиков (1923–2008 гг.) оставил заметный след в истории своей малой родины – Жлобинщины. Он защищал её от врага с оружием в руках. А в мирное время продолжил службу в военизированной стрелковой охране железной дороги на станции Жлобин, многие годы был на партийной работе. Те, кто лично знал Николая Афанасьевича, запомнили его как честного и отзывчивого человека. Много времени он отдавал патриотическому воспитанию молодёжи, принимая активное участие в жизни районных организаций – Белорусского союза офицеров и ветеранов. Об этом нам рассказал его старший сын – ветеран Вооружённых Сил, майор в отставке Владимир Романчиков.

На примере отца

– Мой отец является уроженцем деревни Шапарня, что недалеко от агрогородка Кирово, – говорит Владимир Романчиков. – Ему шёл лишь четвёртый год, когда в 1927 году умер его отец, Афанасий Романчиков, который так и не оправился от ран, полученных на фронтах Гражданской войны. Так что мой отец уже с раннего детства был приучен к самостоятельности, много трудился. А после окончания семилетки ушёл пешком в Рогачёв на заработки.

Владимир Николаевич продолжает:

– Великая Отечественная война застала отца в Заславском районе, где он работал на торфозаводе. Накануне, 21 июня, его приняли в комсомол. Не успел он ещё толком отойти от волнения, вызванного этим знаменательным событием в его жизни, как случилось то, что потрясло не только его одного, а всю страну. Как вспоминал отец, утром 22 июня к ним в комнату в общежитии вбежала напарница по работе и прокричала: «Хлопцы, война!» Отец вернулся домой и отсюда добровольно ушёл в армию. Под Воронежем попал в окружение, оказался в плену. Но сумел бежать и снова вернулся на малую родину.

Здесь он с первых дней включился в борьбу с захватчиками. Поначалу – в рядах подпольщиков, а когда на Жлобинщине был создан один из первых партизанских отрядов – имени Фрунзе, стал его бойцом. После соединения партизан с Красной Армией отец воевал на фронте. Освобождал родную Жлобинщину, Бобруйск. Войну закончил под Кёнигсбергом. За проявленное мужество был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «Партизану Отечественной войны» II степени, «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга». На примере отца я учил патриотизму своих детей и внуков. Уверен, память о тех, кто победил фашизм, будет жить и в последующих поколениях нашей семьи.

«Опасный немецкий сюрприз»

Николай Романчиков оставил для потомков свои «Воспоминания», которые увидели свет благодаря его детям. В них основное внимание уделено периоду Великой Отечественной войны. Здесь много рассказов о боевых действиях. Вот один такой случай. Ветеран вспоминал: «Мы, сапёры, прибыли в расположение 16-го полка, который занимал оборону в стороне от Плесовичей (деревня в Коротковичском сельском совете. – Ред.). Целый день посредством стереотрубы и бинокля вели наблюдение за передним краем противника. Ночью мы засекли несколько пулемётных точек. За ночь два раза выходили на нейтралку, подползали к заграждению противника. Обнаружили противотанковое минное поле. Разминировали его и вернулись в свои траншеи.

Для захвата «языка» разведчики выбрали блиндаж, где был установлен немецкий пулемёт. Он их заинтересовал тем, что к нему можно было подползти вплотную, не попав под огонь противника… Разведчики и мы, сапёры, подползли вплотную к блиндажу и, притаившись, пролежали около часа. Убедившись, что в немецкой траншее нет патрулей, я сапёрными ножницами перерезал проволоку и отполз назад. Пропустил вперёд разведчиков. Со мной осталась лишь группа прикрытия. Не прошло и пяти минут, как наша группа захвата выползла обратно, таща двух «языков» и немецкий пулемёт».

Отметим из «Воспоминаний» ещё один неординарный случай, который произошёл у деревни Ляды Жлобинского района. Николай Романчиков писал: «Однажды мы вышли к полю под деревней Ляды… Были удивлены, что поле покрыто птицами – куропатками. Но когда подошли вплотную, то сильно разочаровались, так как вместо птиц оказались летающие противотанковые мины. Но в этом был и свой «плюс». Такого сюрприза, когда к обыкновенной ручной гранате «лимонке» немецкие инженеры приделали металлические крылья, не видел и наш бравый старшина…

Это мины дистанционного действия. Когда их сбрасывали с самолёта, у них отворачивались крылья. Не долетев до земли, они взрывались, поражая живую силу. Но эти мины были сброшены с низкой высоты и не сработали…

Изучив находку, старшина дал команду собрать все мины и снести их в бомбовую воронку, где они были взорваны. Взрыв получился колоссальной силы. Так был уничтожен опасный немецкий сюрприз».

В гуще жизни района

После войны Николай Романчиков вернулся в Жлобин. Его охотно приняли на службу в качестве стрелка в местную военизированную стрелковую охрану железной дороги. Со временем он возглавил это подразделение.

В середине 1970-х годов, после окончания Высшей партийной школы, Николай Романчиков более 10 лет работал в Жлобинском горкоме партии, возглавляя партийную комиссию, то есть находился в самой гуще жизни города и района. А всего его партийный стаж составил более 50 лет.

Николай ШУКАНОВ.

Фото из семейного архива Романчиковых и «НД».

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники", "Фейсбук"instagramtwitterTelegram