НД
Новы
дзень
Жлобинская
районная газета
rubeen

Внимательно читайте договор – эта фраза уже набила оскомину, но по-прежнему остаётся актуальной. Насколько защищён потребитель, то есть мы с вами, от не совсем корректных действий на рынке финансовых услуг?

Среди наших зрителей, которые обращаются на «Горячую линию» за помощью, были и те, кто заключил соглашение, а потом столкнулся с тем, что банк, например, самостоятельно изменил процентную ставку. Или насчитал какую-то комиссию. И ведь даже не предупредил!

Что делать в подобной ситуации? Ведь есть Закон о защите прав потребителей, но он, оказывается, не может полноценно защитить. Национальный банк инициировал новый законопроект, по которому люди получат больше гарантий.

Это первое общественное обсуждение будущего закона, которое Национальный банк выносит в этом году. Звучит многообещающе – «О защите прав потребителей финансовых услуг». Вроде бы уже все научились, прежде чем подписывать, читать договор до конца и видеть даже самый мелкий шрифт, но тема защиты, видимо, во все времена будет актуальной.

Это нужно было сделать раньше, но всё-таки ещё не поздно, отмечают участники рынка. Спорные ситуации в стране 18 лет регулировались Законом о защите прав потребителей, но он больше скорректирован на вещи более материальные: товары и услуги. А вот споры вокруг финансов в нём не были так чётко прописаны.

Дарина Гулюта, председатель правления Городского общества защиты потребителей»: «С развитием наших финансовых институтов количество обращений увеличивается. Однако не всем мы можем помочь. Но новый закон даст новые возможности. Это даст потребителям быть более грамотными и отстаивать свои права». 

Что же Национальный банк предлагает оформить законодательно? Теперь у каждого исполнителя финансовых услуг (а это и коммерческий банк, и кредитно-финансовая организация, а ещё лизинговые, микрофинансовые, страховые и форекс-компании) должен быть сайт. Причём ресурс с актуальной и вовремя обновляющейся информацией. Интересный нюанс содержится под грифом «Принцип добросовестного оказания финансовых услуг», то есть компания не может вводить в заблуждение клиента по поводу реальных условий сделки. Скажем, если написано, что «честный заём – это 10% годовых», таким он должен и остаться, честным до конца, без комиссий и сборов. А если выяснится, что это не так, то сделку можно аннулировать.

Ещё один важный нюанс. Предлагается, что условия договора теперь не могут быть изменены в одностороннем порядке. То есть для потребителя не должно быть сюрпризом, если другая сторона вдруг решила пересмотреть условия по принципу «это мы так решили». История Алексея Дадыкина – из этого разряда.

Алексей Дадыкин, потребитель финансовых услуг: «Была открыта кредитная линия, и эта кредитная линия неожиданно для меня оказалась закрыта. В результате ошибок в банковской системе на карточке моей не оказалось денег, которые там должны были быть».

И это случилось за несколько тысяч километров от дома. Впечатления от отдыха оказались смазанными. Клиент внезапно остался без денег в чужой стране, хотя по договору банк перечислить их был обязан. Мало того, решение было принято в одностороннем порядке.

Алексей Дадыкин, потребитель финансовых услуг: «Все попытки дозвониться ни к чему не привели.По возвращению я постарался эту ситуацию прояснить, найти контакты с руководством банка, но попытки не возымели должного эффекта».

Лишь только когда Алексей обратился в Общество по защите прав потребителей, а потом и в Нацбанк – спор урегулировали. Но на это понадобилось пять месяцев. До суда тогда не дошло. Не должно доходить и сейчас. В законопроекте предусмотрено создание Центра по защите прав потребителей финансовых услуг.

Руководить некоммерческой организацией будет правление: три представителя от участников финансового рынка, ещё три – от госорганов, наконец, седьмой представит общественные объединения потребителей. В Центр будут обращаться те, кто считает, что их права нарушены. Новая структура не замещает привычные всем общества по защите потребителей (те останутся). Это новый подход: рынок финансовых услуг выведут в отдельный уровень. Есть отчего! Например, сегодня каждое двадцатое скачанное мобильное приложение в мире связано именно с финансами – банкинг ли это или кошелёк. И только за прошлый год в мировой рынок финтех-приложений инвестировано 135 миллиардов долларов. И защищать его нужно.

При создании нового закона изучали и международный опыт. В первую очередь партнёров по Евразийскому экономическому союзу. В Армении подобный закон работает уже 10 лет, есть правовая основа в России. В Евросоюзе рынок финансовых услуг тоже выведен в отдельную плоскость. По сути защита потребителей работает по трём направлениям – товары, сфера обычных услуг (транспортных, бытовых, строительных и т.д.) и сфера именно финансовых услуг.  

Полный текст законопроекта можно найти на сайте Национального банка. Общественное обсуждение продлится до конца следующей недели, 23 мая. Комментарии, уточнения и пожелания проанализируют. Если они окажутся действенными, законопроект доработают и после этого направят на изучение в парламент.

ОНТ.

Фото из открытых источников.

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники""Фейсбук"instagramtwitterTelegram