Новы дзень

В последние годы все больше белорусов выбирают электромобили. Один из ключевых факторов для развития рынка "электричек" - расширение сети зарядных станций. Беларусь уже достигла значительных успехов в этом направлении. Впереди - еще более масштабные задачи. О перспективах электротранспорта, совершенствовании инфраструктуры, тарифной политике и инновационных решениях рассказал в интервью БЕЛТА заместитель генерального директора по строительству и общим вопросам РУП "Производственное объединение "Белоруснефть" Андрей Котик.

- Число электромобилей в Беларуси к 2030 году может вырасти до 300 тыс. Андрей Богданович, как вы оцениваете темпы развития этого рынка? Какие ключевые вызовы существуют?

- Рост числа электромобилей в Беларуси до 300 тыс. к 2030 году - это амбициозная, но реалистичная цель, подтвержденная текущей динамикой и комплексной государственной поддержкой. Ежегодный прирост парка электромобилей на 30-50% свидетельствует об устойчивом спросе. Если в 2021 году их было около 1 тыс., то к 2026 году прогнозируем 48 тыс. единиц. Такой результат стал возможным благодаря экономической эффективности электромобилей, которые уже конкурируют по стоимости с традиционными авто, а также системным мерам: развитию зарядной инфраструктуры, льготному налогообложению, нулевым таможенным пошлинам и инвестиционным вычетам для бизнеса. Сохранение этих тенденций позволит к 2030 году сделать так, что каждое десятое авто в стране будет электрическим.
Однако для достижения плановых показателей предстоит решить ряд ключевых задач. Инфраструктурные ограничения требуют ускоренного расширения сети зарядных станций, особенно в регионах и на магистралях. Важно также развеять миф о недоступности электромобилей - более половины моделей на рынке относятся к бюджетному сегменту и стоят до $18 тыс. Отдельное внимание - нагрузке на энергосистему. Модернизация сетей и внедрение "умных" решений, включая медленные зарядные станции, позволят оптимизировать энергопотребление. Господдержка здесь очевидна: портал по установке зарядных устройств синхронизирован с планами развития энергетики, включая ввод второй очереди БелАЭС, что обеспечит стабильный спрос на электроэнергию в периоды минимальных нагрузок и сбалансирует работу энергосистемы. Таким образом, рынок электромобилей в Беларуси развивается поступательно, а государственные инициативы создают надежную основу для преодоления существующих вызовов.

- Сколько на сегодняшний день в республике зарегистрировано электрокаров? Какова динамика за последние годы - с момента подписания в марте 2020 года указа Президента №92 "О стимулировании использования электромобилей"?

- Развитие электротранспорта в Беларуси после принятия указа Президента №92 демонстрирует качественно новый этап транспортной модернизации. По состоянию на 1 июля 2025 года, в республике зарегистрировано 33 930 электромобилей. Это красноречиво свидетельствует о том, что выбранный курс на электрификацию автотранспорта оказался верным. Примечательно, почти 42% (14 188 электромобилей) всего действующего парка электрокаров зарегистрировано только за последний год - наглядное подтверждение ускоряющейся динамики. За пятилетний период действия указа мы перешли от экспериментальной стадии к массовому внедрению экологичного транспорта. Особенно показателен рост корпоративного сегмента: предприятия активно используют предоставленные налоговые преференции, что способствует не только обновлению автопарков, но и формированию новой культуры транспортной экологии. Такие темпы позволяют уверенно прогнозировать достижение стратегических показателей к 2030 году.

- Производственное объединение "Белоруснефть" определено национальным оператором по созданию сети электрозарядных станций. Каких результатов удалось добиться за последние годы и что в планах? Какие новые решения предлагаются?

- РУП "ПО "Белоруснефть" реализует системный подход. Под брендом "Маланка" развернуто 758 станций, стратегически расположенных по всей территории страны: от крупных транспортных магистралей до районных центров и объектов туристического значения. Это позволяет обеспечить беспрепятственное передвижение электромобилей между регионами.

Развитие инфраструктуры ведется в строгом соответствии с программой создания государственной зарядной сети, утвержденной постановлением Совета Министров №731. Документом предусмотрено размещение 838 супербыстрых станций мощностью до 350 кВт на 156 локациях, что полностью закроет потребности страны в зарядной инфраструктуре до 2030 года. Уже в текущем году планируется ввод четырех новых супербыстрых зарядных комплексов. Особое внимание уделяется трассовым направлениям, где создаются современные хабы, сочетающие быструю зарядку с сервисным обслуживанием.

В партнерстве с Минэнерго мы активно внедряем инновационные решения. Особое внимание уделяется синхронизации зарядной инфраструктуры с перспективами интеграции мощностей БелАЭС. Параллельно совершенствуем пользовательскую экосистему: в мобильном приложении Malanka new недавно запущен интеллектуальный помощник на базе ИИ. Это не просто чат-бот, а полноценная система поддержки, обеспечивающая персонализированное сопровождение процесса зарядки в реальном времени.
Новый аналитический модуль использует технологии машинного обучения для детального анализа каждой зарядной сессии. Система учитывает множество параметров - от характеристик оборудования до поведения пользователя, оперативно выявляя и устраняя возможные неполадки. Это существенно повышает надежность работы станций и качество сервиса.

- РУП "ПО "Белоруснефть" и его зарядная сеть для электромобилей одержали победу в международном конкурсе "Зеленая Евразия", став лучшими в номинации "Климатически нейтральные транспортные системы и решения". Награждение состоялось на полях Евразийского экономического форума. Если сравнивать с другими странами, как можно охарактеризовать развитие экологичных видов транспорта в Беларуси?

- Победа в престижном международном конкурсе "Зеленая Евразия - 2025" стала важным признанием достижений Беларуси в развитии экологичного транспорта. Награда, за которую боролись представители более чем 15 стран от ЕАЭС до Африки и Азии, подтверждает правильность выбранного нами курса. Хотя мы, конечно, не сравниваем себя с такими лидерами электромобилизации, как Норвегия или Китай, где на одну зарядную станцию приходится всего два электромобиля, но и не остаемся в стороне от глобальных трендов.

Сегодня Беларусь демонстрирует одни из лучших темпов развития инфраструктуры в СНГ. Наш опыт создания комплексной сети зарядных станций "Маланка" уже стал примером для ряда стран Евразийского экономического союза. Особенно показательно, что при меньшем объеме рынка мы смогли опередить многих конкурентов по качеству и доступности инфраструктуры. Однако признаем - впереди еще много работы, чтобы достичь показателей мировых лидеров.

Эта награда - не финиш, а важный этап в долгосрочной стратегии. Она мотивирует нас продолжать развитие климатически нейтральных транспортных решений, сочетая международный опыт с национальными особенностями. Уверен, что при сохранении текущей динамики Беларусь в ближайшие годы займет достойное место среди стран-лидеров "зеленой" мобильности в нашем регионе.

- С 1 мая 2025 года в республике запустили государственный портал установки зарядных станций. Как зарекомендовала себя онлайн-платформа? Планируется ли расширить ее функционал?

- Государственный портал установки зарядных станций, запущенный 1 мая 2025 года, уже доказал свою востребованность среди бизнес-сообщества. За короткий срок мы получили более сотни заявок, причем активность проявляют как представители малого и среднего бизнеса (владельцы гостиниц, ресторанов, офисных центров), так и крупные компании, рассматривающие зеленую энергетику как стратегическое направление развития.
Географически лидирует Минск и Минская область, что объясняется высокой концентрацией электромобилей в столичном регионе. Однако мы наблюдаем растущий интерес и со стороны областных центров - этот тренд особенно важен для равномерного развития инфраструктуры по всей стране. Что касается предпочтений бизнеса, то здесь четко прослеживаются две тенденции: медленные станции (7,4 кВт) выбирают для повышения привлекательности своих объектов, а быстрые (60-120 кВт) рассматривают как самостоятельный источник дохода.

В планах развития портала - внедрение интеллектуального сервиса по выбору оптимальных локаций, который станет ответом на самый популярный запрос пользователей. Этот аналитический инструмент, основанный на данных о транспортных потоках и плотности электромобилей, поможет бизнесу принимать обоснованные решения. Параллельно работаем над расширением всего функционала платформы, чтобы сделать процесс подключения и эксплуатации зарядных станций еще более удобным и прозрачным.

- Какие вы видите направления дальнейшего совершенствования инфраструктуры для комфортного использования электротранспорта? В каких областях ситуация лучше/хуже? Как решается вопрос с зарядками на трассах и в отдаленных регионах?

- Развитие зарядной инфраструктуры в Беларуси требует дифференцированного подхода с учетом региональных особенностей. На сегодняшний день Минск и Минская область закономерно лидируют по количеству электрозарядных станций - здесь сосредоточено более 23 тыс. электромобилей из 33 тыс. по стране. Однако мы целенаправленно работаем над выравниванием этой диспропорции. В рамках государственной программы до конца года планируется установка более 200 новых станций, причем значительная часть будет размещена именно в регионах с наименьшим охватом, таких как Могилевская область, где сегодня зарегистрировано лишь 1634 электрокара.

Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры на магистралях и в отдаленных районах. Для трассовых направлений мы внедряем современные зарядные хабы с повышенной мощностью (до 350 кВт), которые позволяют быстро пополнить запас энергии во время длительных поездок. В малонаселенных регионах делаем ставку на менее мощные станции (120 и 180 кВт), оптимально подходящие для местных условий. Такой комплексный подход уже сегодня позволяет говорить о создании по-настоящему комфортной среды для владельцев электромобилей по всей стране.

- Какая проводится политика по формированию тарифов на зарядку электромобилей?

- В условиях формирования рынка наша компания как национальный оператор ставит своей целью не только строительство широкой сети зарядных станций, но и создание стимулирующих условий для перехода на электромобили за счет льготного тарифа. Сейчас заправка авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) на каждый километр пробега на 70% дороже зарядки электромобиля на быстрых станциях, а если говорить про медленные - то там разница в стоимости больше, чем в два раза. Однако существует ряд объективных факторов, не позволяющих перманентно удерживать уровень цен на зарядку электрокаров на столь низком уровне. В первую очередь это повышение тарифов на входящую электроэнергию в целом, в том числе за счет роста курса российского рубля. Кроме того, мы видим значительное снижение стоимости электромобилей, и если несколько лет назад авто с ДВС было значительно дешевле электрокара, то уже сегодня на рынке достаточно моделей "электричек", которые вышли на паритет цен с традиционными авто. Соответственно, стимулирование рынка электротранспорта за счет сниженных тарифов хоть и планируется сохранить в ближайшее время, но оно не будет бесконечным.

- Какие основные правила безопасности важно соблюдать при зарядке электромобиля?

- Перед началом зарядки необходимо тщательно проверить состояние кабеля и разъемов - любые повреждения, трещины или следы перегрева являются абсолютным противопоказанием к использованию. Также важно убедиться в исправности самой станции: индикация должна соответствовать рабочему режиму, а в сопутствующем приложении не должно быть аварийных сообщений. При обнаружении неполадок категорически запрещается самостоятельный ремонт - необходимо немедленно обратиться в службу технической поддержки.

Особое внимание следует уделять правилам эксплуатации зарядного оборудования. Категорически запрещается прикладывать физическое усилие при подключении или отключении коннектора - это может повредить разъем и создать опасность короткого замыкания. Также строго воспрещается использование зарядных станций для электросамокатов или иных устройств через переходники - подобные практики нарушают технологические стандарты и могут привести к аварийным ситуациям. Что касается адаптеров, то даже сертифицированные образцы следует рассматривать как временное решение, а несертифицированные переходники представляют прямую угрозу из-за риска перегрева и плохого контакта.

Обеспечение безопасности - это общая ответственность оператора и пользователей. С нашей стороны ведется постоянный мониторинг технического состояния станций "Маланка", тогда как со стороны владельцев электромобилей ожидается сознательное соблюдение всех правил эксплуатации. Только такой комплексный подход гарантирует стабильную и безопасную работу всей зарядной инфраструктуры страны. Пренебрежение мерами предосторожности может не только привести к повреждению дорогостоящего оборудования, но и создать угрозу для жизни и здоровья людей.

- Беларусь ставит задачу сделать электрокары доступными по цене. Напомните, какие льготы и преференции получают владельцы такого транспорта.

- Государство создает комплексную систему льгот для владельцев электромобилей, делая этот вид транспорта экономически привлекательным. Ключевой мерой поддержки является специальный налоговый режим: при ввозе электромобилей применяется нулевая ставка НДС (при условии, что с даты выпуска автомобиля прошло не более пяти лет). Эта норма, закрепленная указом Президента №92 от 12 марта 2020 года, продолжает действовать, стимулируя обновление автопарка.

Таможенное регулирование также способствует доступности электротранспорта. Для Беларуси установлены специальные квоты по ввозу электрокаров: 15 тыс. единиц в 2025 году.

Эксплуатационные преференции делают владение электромобилем еще выгоднее. До конца 2025 года собственники освобождены от транспортного налога, а также от платы за пользование коммунальными парковками. Согласно указу №145 от 27 октября 2022 года, водители электрокаров получили право движения по полосам общественного транспорта. Дополнительной мерой защиты интересов владельцев электротранспорта стал запрет на стоянку автомобилей с ДВС у зарядных станций.

Такой комплекс мер создает устойчивые экономические преимущества как при приобретении, так и при эксплуатации электромобилей, последовательно реализуя государственную политику по переходу на экологичный транспорт.