Новы дзень

Праздник Великой Победы – особенный день, и мы чтим память тех, кто смело ступил на поле боя, кто прошёл километры фронтовых дорог. Наверное, нет ни одной семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. И хотя прошло немало лет с той поры, но живы внуки и правнуки участников тех страшных военных событий. Их память хранит скупые рассказы отцов и дедов о том тяжёлом времени.

В нашей семье фронтовыми дорогами прошли бабушка и дедушка – Александра Фёдоровна Василевская и Фёдор Кондратьевич Шмигирёв, прадедушка Дмитрий Афанасьевич Риморев и прапрадедушка Дмитрий Емельянович Макаров. О последнем и хочу рассказать.

И пусть его я видел только на фотографиях, но моя бабушка – его внучка, а также моя мама много рассказывали о нём. Ещё некоторые документы нашлись в архивах. Родился мой прапрадедушка, или дед Змитро, как называли его односельчане, в деревне Селивоновка Кировского сельсовета в 1897 году. В книге «Памяць» есть строки о том, как сельчане после 1917 года налаживали свою жизнь, вступали в колхозы, там упоминается и имя моего прапрадеда. В Гражданскую войну он познакомился со своей женой Маланьей.

Во время Великой Отечественной войны в Селивоновке фашисты сожгли девять дворов и убили двух жителей. Бабушка Маланья говорила, что деревню немцы сжигали дважды: и когда наступали, и когда отступали. Но сельчане всё равно смогли восстановить свои дома. Были здесь школа, магазин, клуб. В декабре 1943 года здесь размещался полевой госпиталь советских войск. 77 жителей погибли на фронтах.

Листая архивные документы...

Прапрадедушка был призван на фронт 3 августа 1941-го, ему тогда было 44 года. Его должность называлась линейный надсмотрщик, и в 1942 году он был включён в состав телефонной команды для укомплектования действующих фронтовых и армейских частей связи, подготовленных 23-м запасным полком связи Южно-Уральского военного округа, и выбыл в 33-ю стрелковую дивизию (№ п/п 14).

Мне стала интересна его должность – линейный надсмотрщик. В военной литературе редко встретишь название этой специальности, а ведь речь идёт о работе связиста. По пояс в снегу или по грудь в воде тянули они телефонные провода, сращивая под огнём врага места их разрывов. При этом нужно было отбиваться от неприятельских солдат. Благодаря связистам можно было получить информацию о том, где находятся свои, а где враги, корректировать огонь артиллерии. Вместе с войсками, а порой и опережая их, шли связисты. Под огнём, на равнинах или в горах линейные надсмотрщики тянули связь, ликвидируя порывы.

Вот что интересного нашлось в архивах о 33-й стрелковой дивизии, в составе которой прапрадед прошёл весь военный путь.

…В 1942 году дивизия принимала участие в Торопецко-Холмской наступательной операции. Была поставлена задача совместно с действующей 257-й стрелковой дивизией окружить и уничтожить противника. В 1943 году дивизия вела бои юго-восточнее г. Холм, а в начале 1944 года, развивая наступление на Новоржев, вела бои в Псковской области, после участвовала в форсировании р. Великая и захвате Стрежневского плацдарма, принимала участие в Псковско-Островской, в Тартуской и Рижской наступательных операциях. С октября 1944 года дивизия участвовала в блокировании германских войск в Курляндском котле, позже по железной дороге была переброшена под Варшаву. С января 1945 года в составе 12-го гвардейского стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта принимала участие в Варшавско-Познаньской и Восточно-Померанской операциях, а также Зееловско-Берлинской фронтовой наступательной операции. В апреле 1945 года прорвала подготовленную полосу обороны, наступая с Кюстринского плацдарма, колонной двинулась к Берлину, 22 апреля вошла в город с севера, дошла до здания Рейхстага. 26 апреля 1945 года 33-я стрелковая Холмская Краснознамённая дивизия была награждена орденом Суворова II степени, а 11 мая получила почётное наименование «Берлинская».

Вера в возвращение

Прапрадедушка был дважды ранен. Второе ранение – в лёгкое – получил под Кёнигсбергом (Калининград), оттуда был отправлен в госпиталь в Баку. Но о том, что он попал в госпиталь, родные не знали, потому что пришло известие, что он пропал без вести. После окончания войны многие сельчане возвращались домой. Жена прапрадедушки Маланья Петровна не теряла надежду на то, что он всё же остался жив. И действительно, в 1946 году он вернулся в родную Селивоновку, как только был выписан из госпиталя. Из его рассказов родные тогда и узнали, что ранение было тяжёлое, и сам он не надеялся на то, что выкарабкается. Его в госпитале выхаживала одна женщина, которая постоянно поила козьим молоком и сидела около него и днём, и ночью. Возможно, благодаря её заботам и уходу мой прапрадед и встретился с родными. Вернувшись домой, восстанавливал домашнее хозяйство, помогал дочери и сыну растить их детей. Ещё долгое время работал в колхозе и, даже будучи на пенсии, в свои 80 лет плёл по просьбе председателя упряжь и тихонько насвистывал какую-нибудь мелодию.

Память о бойцах Великой Отечественной войны нужно хранить в наших сердцах. Ведь это наша история, история страны и каждой семьи. А сегодня, помимо художественных фильмов о войне, у нас есть возможность полистать архивные материалы и увидеть документальные хроники. И нам есть чем гордиться.

Тимофей ШМИГИРЁВ,

учащийся средней школы № 11.

Полная перепечатка текста запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Материал опубликован в газете "Новы дзень" №9 от 04.02.2020

Читайте ndsmi.by в социальных сетях: "ВКонтакте" , "Одноклассники""Фейсбук"twitterTelegram